Kniga Nr1375

Но, наверное, Бог мог бы спасти нас одним Своим словом, мог, не воплощаясь, разрешить наши долги? Да, мог бы, - отвечают Святые Отцы. Мог бы простить нам наши грехи, но тогда мы познали бы только Божественное всемогущество, но не познали бы неизреченного Божия милосердия. Бог стал человеком по Своей великой любви к нам. Если Бог так возлюбил нас, дорогие братия и сестры, то и мы должны возлюбить так же Господа, ради нас сшедшего с Небес, должны достойно встретить Его и, приготовив Ему место, принять Его с верой и любовью.

Как же мы должны встретить Его? Ответим словами святого Иоанна Предтечи: Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими (Лк. 3, 5). Мы должны благоустроить путь Христу к нашим сердцам, ибо никто из нас не может сказать, чтобы путь сей уже был благоустроен. Если мы внимательно будем испытывать себя, то найдем, что наша душа не приуготовлена к принятию Спасителя, что путь к ней загорожен непроходимыми дебрями страстей и худых наклонностей, мирских забот и попечений, так что сквозь все это и не увидеть света Небесного. А особенно загромождена душа наша горами и холмами гордости и превозношения. Если совесть обличает нас в этом, то надо смириться и поспешить хотя бы в оставшееся время приготовить к своему сердцу для Господа благопотребный путь. Конечно, это трудно, но уже одно сознание неблагоустроенности своей души есть первый шаг к преодолению трудностей. Осознание всей силы зла, с которым надлежит бороться, возбуждает отвращение к нему, а отвращение побуждает к усилию освободиться от него. Недостаточность собственных сил для победы над злом помогает осознать нужду в благодатной помощи, а молитва о ней низводит ее на молящегося.

Таким образом, при помощи благодати Божией, постарайтесь в оставшиеся дни очистить свое сердце от терний житейских попечений и забот, а более всего - разрушить в душе своей горы и холмы гордости. Ничто так не затрудняет шествие к нам Господа, ничто так не удаляет Его от нас, как гордыня, в особенности гордыня духовная. Господь сошел на землю только для нищих духом, только для тех, кто чувствует свое бессилие в борьбе с грехом и нужду в спасающей благодати и призывает ее всеми силами своей души. Вот для кого пришел Сын Божий, а не для людей, гордых своей мнимой праведностью. Такие люди не ощущают нужды в Спасителе, потому что надеются спастись лишь своими силами, надеясь на свои заслуги пред Богом, так что оказывается, что не они в долгу у Бога, а Бог в долгу у них. Но это самообман, безумное самодовольство. Если мы сличим беспристрастно свою жизнь с законом Божиим, требующим от нас не только чистых дел, но и чистых мыслей, и при этом вспомним, что говорит Писание: Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иак. 2, 10), то поймем, что мы окаянны, нищи, слепы и наги.

Только тогда мы по-настоящему ощутим нужду в Спасителе, когда увидим свою духовную нищету и наготу. И хорошо будет для души, если уразумеет она тогда свое окаянство и смирится. Господь, видя смирение, не замедлит приблизиться и Своей благодатью утешить ее. Только гордость, словно гора неприступная, удаляет от нас Господа. А смирение разрушает эту гору и делает для Господа путь к нам ровным и гладким.

Возлюбим же смирение, будем стараться о стяжании его всегда, а особенно в преддверии наступающего праздника. Оставшиеся до него дни постараемся употребить для своего приготовления, главным образом приготовления душевного, чтобы душа наша достойно встретила эту радость, это торжество. Будем в эти дни по возможности усердно посещать храм Божий, будем внимательно рассматривать свою душу и если найдутся в ней страсти: злоба, гнев, ненависть, коварство, зависть, клевета, осуждение, объядение, пьянство, сладострастие, срамословие, леность, нерадение и другие, то непременно омоем их слезами покаяния. Встанем смиренно пред Господом, с сокрушением воздохнем и слезно восплачем пред Ним: "Боже, милостив буди мне, грешному; очисти, Господи, беззакония моя", - и этими слезами омоется душа наша и украсится. Первые христиане перед праздником Рождества Христова исповедовались и причащались Святых Таин именно для того, чтобы в великий праздник вступить с душой очищенной и омытой. Не забудем и дел милосердия, кто имеет к тому возможность.

Итак, постараемся хотя бы в небольшой мере приготовить себя к достойной встрече рождшегося Спасителя, чтобы встретить нам Его с истинной духовной радостью. Помолимся и попросим об этом Господа: "Сподоби же нас, Господи, достойно и радостно встретить великий день Рождества Твоего, и если душа не имеет для того светлой одежды, то Ты Сам, Светодавче, просвети одеяние ея и введи в чертог Твой". Аминь.

О значении благоговейного почитания святых и молитвенного обращения к ним

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня у нас всероссийский праздник - память всех наших родных русских святых. Поэтому уместно побеседовать сегодня о том, какое значение имеет для нас благоговейное почитание святых и обращение к ним с молитвой.

Угодники Божии, как показывает само название их, были людьми, всю жизнь свою посвятившими Богу, угождению Ему. Чтобы беспрепятственно совершать свои подвиги, они оставляли все земные радости и удовольствия, жертвовали ради Господа самыми сильными своими привязанностями, всем, что было дорого для них, самой жизнью своей. Воодушевляемые любовью к Богу, они самоотверженно стремились к достижению совершенной нравственной чистоты, боролись с грехом во всех его видах и, благодаря такому самоотвержению, достигали такой высоты духовной жизни, что удостаивались зреть пред собою Господа, при жизни еще становились носителями Святаго Духа, почему и именуем мы их богоносными отцами. Они восходили на такую высоту бесстрастия, что становились поистине земными Ангелами и небесными человеками.

И сегодня праведным своим житием возводят они наши помыслы к Богу, Которому служили всю свою жизнь, ради Которого подымали неимоверные труды и подвиги и терпели всевозможные лишения и бедствия. И тем самым они, несомненно, содействуют укреплению нашей веры. А отсюда очевидным становится для христиан долг благоговейно почитать и прославлять святых. Этому научает нас и Господь, Который чрез апостола Павла говорит: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). А вера святых выражалась в их богоугодной жизни. И потому они не только во время прохождения земного своего поприща, но и по блаженной кончине и во все последующее время являются высочайшими учителями нашей веры, надежнейшими руководителями нашей нравственной жизни.

Святые за свою праведную жизнь удостаивались особой благодати Божией - творить многоразличные чудеса в помощь живущим на земле. И эта благодать, почивающая на святых, после отшествия их из здешней жизни становится сугубой и чрезвычайной. Облекаясь ею, они получают дерзновение возносить молитвы и ходатайствовать перед Богом обо всех, требующих Небесной помощи и заступления. Как известно, на земле люди в силу взаимной любви молятся друг за друга, и к такой молитве Господь во время Своей земной жизни относился милостиво. Он даже вменял веру одних людей другим и через то исцелял их. Молиться друг за друга по взаимной любви заповедует верным и святой апостол Иаков. Но любовь, по слову Божию, никогда не перестает, и потому апостол Петр говорит в своем послании, что будет молиться за христиан и после своего отшествия из этой жизни (см.: 2 Пет. 1, 15).