Kniga Nr1375

Этим наставлением Спаситель указывает нам, каково должно быть истинное служение Богу и какова должна быть истинная молитва. Господь главным образом требует от нас служения не телесного, но духовного; равно и молитва должна быть не телесная и внешняя, но сердечная, духовная. Молитва ведь не только поклоны да поклоны. Стать пред иконой дома или в храме Божием и класть поклоны - это отнюдь не есть настоящая, истинная молитва. Это не более, как одна наружная принадлежность молитвы, равно как и чтение молитв печатных также опять не есть молитва.

Господь требует от нас более всего и прежде всего служения духовного, сердечного: ведь Бог - это Дух, а поэтому, если хочешь, чтобы молитва была приятна Богу, молись Ему и дома, и в церкви от всего сердца. Самая же истинная, настоящая, в собственном смысле молитва, - это возношение ума и сердца к Богу, когда человек достигает высочайшего духовного состояния и забывает все житейское и не чувствует, что вокруг него творится. Образец такой молитвы можно видеть в житии Преподобного Серафима Саровского, который, углубившись в молитву, зачастую даже не чувствовал, как из его рук выпадала лопата, которой он копал землю.

Поэтому, если кто ставит целью своей прочесть определенное число печатных молитв и положить столько-то поклонов и в этом полагает исполнение своего молитвенного правила, тот пусть знает, что хотя и исполнил наружно долг христианский, но по существу все равно не молился. Телесная молитва без внутренней - то же, что тело без души: это мертвая молитва, не доходящая до Бога. Еще в Ветхом Завете Господь говорил о такой молитве: Приближаются Мне людие сии усты своими и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя (то есть напрасно, без пользы) (Мф. 15, 8-9). Не слова, от уст исходящие, умоляют Бога, и не голос наш нужен Богу, а воздыхание сокрушенного сердца. Молитва без внимания все равно что светильник без елея или кадильница без фимиама.

Поэтому, дорогие во Христе братия и сестры, подражая примеру самарянки, от проповеди Спасителя обратившейся в проповедницу веры Христовой, и сами станем искренне любить Господа нашего и питать свою душу от благодатного источника воды живой, каким является для нас святое слово Божие.

Приходите к этому источнику, и вы утолите жажду души своей, и напоите ее отрадою и утешением и в этой жизни, и в жизни будущей. Жаждай да грядет ко Мне (см.: Ин. 7, 37), - взывает Господь ко всем. Напояя свою душу благодатным учением Христовым, мы научимся вместе с тем служить Богу духом и истиною и сподобимся в будущей жизни вечной радости. Аминь.

1964 г.

В Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня за службой было прочитано Евангелие об исцелении Господом слепорожденного, и вы слышали о том, как Господь, подвигнутый чувством сострадания, сжалился над человеком, слепым от рождения, и Своей всемогущей силой даровал ему зрение. Посмотрите, дорогие, как любвеобилен и многомилостив Господь. Подивитесь Его безмерному и неизреченному человеколюбию и милосердию.

Проходя, Он увидел человека, слепого от рождения. Человек сей не знал и не подозревал, что мимо него проходит Божественный Чудотворец, могущий даровать ему зрение, а потому молчал, не просил, подобно другим, себе милости. Милосердный Господь, ведающий все сокровенное и тайное души человеческой, Сам подошел к несчастному слепцу и, помазавши очи его брением из плюновения, даровал ему зрение. О великое Божие милосердие! О неизреченная Его любовь! Он не ждет молений от несчастного о помощи, но Сам идет к нему со Своею милостью и дарует ему исцеление.

Вы можете себе представить, дорогие братия и сестры, как ужасно состояние слепых. Для них все закрыто вечным покровом темной и непроглядной ночи, так что они лишены всех тех радостей, высоких и чистых наслаждений, какие доставляет человеку зрение. Ведь зрение - драгоценный дар Божий. Что может быть отраднее удовольствия созерцать красоты природы, особенно весной, когда все оживает, когда и солнце светит так приветливо и греет так ласково, когда и поля, и луга, и леса принимают праздничный вид, одеваясь живым, роскошным и разноцветным покровом? Всех этих великих радостей лишен несчастный слепец. Он не может видеть ни солнца, ни звезд, ни луны, чтобы в них созерцать премудрость Творца Своего. Вот в таком ужасном состоянии находился евангельский слепец, которого Милосердный Господь исцелил, возвратив ему зрение.