Kniga Nr1375

Но еще важнее то, что этот слепец прозрел не только телесными очами, но и духовными. О неизреченное милосердие Божие! Он уверовал в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя мира к посрамлению всех мудрых и разумных между иудеями, не веровавших в Господа при том множестве чудес, которые ясно свидетельствовали о Божественном Его всемогуществе. Из дальнейшего евангельского повествования мы видим, как отнеслись фарисеи к этому величайшему чуду Божию. Злоба и гордость настолько ослепили их сердечные очи, что они по упорству своему не только не захотели признать истину и уверовать в совершенное чудо, но и еще более возненавидели Иисуса Христа, клевеща на Него, будто Он творит чудеса силою бесовской.

Так было тогда, так есть и сейчас: люди, одаренные от Творца разумной душой, способной познавать истину, по своей гордости, своенравию и упорству не хотят познать ее и идут наперекор своему разуму и совести, и Богу, и людям, уподобляясь в своем невежестве скотам несмысленным, извращающим истину и правду. Зная о чудесах Иисуса Христа, подаваемых Им народу благодеяниях, слыша Его премудрое, спасительное наставление и учение, видя Его жизнь - вполне праведную, святую, они приписывали тем не менее чудеса силе бесовской, извращали смысл слов Спасителя, поносили Его, называя бесноватым, льстецом и обманщиком, и, наконец, осудили Святейшего всех святых Сына Божия на казнь, предали позорной смерти.

Вот ужасная слепота душевная! Не достойна ли она всякого отвращения и горьких слез? Ведь слепотствующий душой по гордости и упорству есть самый несчастный человек, добыча ада, исчадие сатанинское, напитанное гордостью и злобой отца своего диавола. Это-то и есть хула на Духа Святаго, когда человек по гордости и упрямству не хочет верить явной истине, доказываемой явными же чудесами. Нет таковому прощения ни в сем, ни в будущем веке.

Грех затмевает очи души нашей - ум, совесть, сердце - и ослепляет их до такой степени, что человек, видя, не видит, слыша, не слышит и не разумеет. Кажется, например: как разумному человеку, устремляющему свои взоры на красоту природы, на мудрое устройство видимого мира, на замечательный порядок вселенной, не видеть в создании - Создателя, Бога, Творца и Промыслителя? Как разумному человеку, размышляющему о самом себе, о своей совести, о своих мыслях и чувствах, о своих возвышенных стремлениях, не видеть в себе души бессмертной? Как разумному человеку, наблюдающему за жизнью, не видеть в ней руки Провидения Божия? И, однако же, были и теперь есть люди, которые ни во что не верят, но создают свое мнимое, ложное учение и ничего более не хотят знать.

А что сказать о слепоте, которая происходит от омрачения нашей совести пороками и страстями? Ослепление это бывает весьма разнообразно и часто доходит до степени самой крайней. Человек обращается в бесчувственного истукана, без милости и сострадания к ближнему, без любви к родным. Человек прилагается к скотам несмысленным, когда предается пьянству, скупости, корыстолюбию. Человек теряет совсем совесть, когда предается порокам воровства, обмана и грабительства…

Во всем нам нужно стремиться подражать тому, как поступал Господь, как учит нас тому Евангелие. И в этом примере следует подражать Спасителю: во всякий праздник мы должны творить добрые дела. Но притом и дела добрые, и имена свои таить во избежание прославления. А сверх того, по совершении добрых дел не обижаться, если за них подвергнемся поруганию, поношению и гонению. Достоин нашего подражания и прозревший слепец, как человек правдивый, стойкий и безбоязненный. За свою твердость в исповедании истины он и сподобился от Господа великого дара: уверовать в Него как в Сына Божия.

Итак, дорогие, да сохранит нас Господь от телесной слепоты, а наипаче же - от слепоты духовной. А для сего будем бегать пороков: гордости, самолюбия, самомнения, злобы, зависти, своенравия, упрямства, пьянства и невоздержания, уныния и всего иного, Господу противного, чтобы, просвещаясь светом Божественной истины, достигнуть нам нескончаемой вечной жизни. Аминь.

1962 г.

В Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцев Первого Вселенского Собора

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Ин. 17, 3