Kniga Nr1380

Когда окончились дни праздника Пасхи, народ начал расходиться из Иерусалима. Христос со Своими учениками также оставил древний город и пошел на берега Иордана, где продолжал проповедовать и крестить Святой Иоанн. Здесь ученики Христовы начали крестить людей крещением Иоанновым. Но Сам Христос не крестил, а поучал народ, совершая чудеса исцеления. Слава о новом Проповеднике росла все больше и больше среди народа, так что даже возник спор иудеев с учениками Иоанновыми о том, чье крещение лучше очищает: Христово или Иоанново. За разрешением этого вопроса ученики обратились к Иоанну Крестителю, говоря: «Равви! Тот, Который был с тобою при Иордане и о Котором ты свидетельствовал, вот Он крестит, и все идут к Нему».

В ответ на просьбу учеников святой Иоанн Креститель напомнил им, что в мире все совершается по Помыслу Божию, и поэтому ту миссию, какую взял на Себя Иисус из Назарета, Он не смог бы исполнять, если бы Ему не было дано Свыше. «Не я Христос, но я послан пред Ним, — говорил он открыто своим последователям, — Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась». Таким иносказанием (притчей) убеждал Иоанн своих учеников в мессианском достоинстве Иисуса Назарянина. «Поэтому, Ему должно расти, — продолжал Креститель, а мне умаляться. Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли».

Это было последнее всенародное свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе как Истинном Мессии. Он как бы говорил своим последователям: «Мое служение заканчивается, теперь идите к Нему. Он есть Тот истинный Мессия, Сын Божий, Которого столько веков ожидал израильский народ. Кто будет веровать в Него, тот спасется, а не верующий в Сына — отвергает Бога, и за это будет отвергнут Богом. Веруйте же в Иисуса, как Сына Божия, обещанного вам Христа — Мессию; а меня признавайте, как я и говорил вам раньше, рабом Его, недостойным даже развязать ремень обуви Его. Идите же к Нему и следуйте за Ним?» — Это было предсмертное завещание Предтечи своим ученикам.

Вскоре после этого свидетельства св. Иоанн Креститель за обличение незаконного сожительства Ирода Антипы и Иродиады был посажен в темницу в крепости Махеронт.

Беседа с Самарянкой. Ин. 4: 7-42

Слух о том, что Иисус из Назарета проповедует на Иордане, и толпы народа идут к Нему, быстро облетел всю Иудею и серьезно обеспокоил членов Синедриона. Они срочно послали на Иордан своих людей, чтобы те неотступно ходили за новым Проповедником и следили за Его деятельностью. Фарисеи делали все возможное, чтобы воспрепятствовать распространению проповеди Христа в Иудее. Поэтому Господь покинул берега Иордана и с учениками направился в Галилею. Путь шел через Самарию.

Жители этой области с древних времен по религиозным причинам враждовали с иудеями. Иудеи считали самарян хуже язычников, старались с ними не встречаться и обходили их селения. Самаряне воздавали иудеям тем же самым и не ходили в Иерусалим на молитву. Они построили себе храм на горе Гаризим и считали его местом истинного поклонения Богу.

Но Господь, пришедший спасти всех людей без различия цвета кожи и национальной принадлежности, не пренебрегает самарянами. Он идет к ним, так как и они дети Отца Небесного.

Был жаркий полдень, когда Христос со Своими учениками подошел к древнему городу Сихем (Сихарь). Утомленный, Иисус Христос сел отдохнуть у колодца Иакова, из которого окрестные жители черпали воду с незапамятных времен. Ученики тем временем отправились купить пищи в город, а Господь остался один, погруженный в Свои Божественные думы. Между тем к колодцу с кувшином подошла женщина самарянка, чтобы набрать воды. Страдая от жажды, Христос не мог не обрадоваться ее приходу, и лишь только она почерпнула воды из колодца, Он обратился к ней с просьбой: «Дай Мне пить».

По одежде и языку женщина сразу увидела, что незнакомец иудей, и удивленно ответила Ему: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Спаситель, увидев простодушие и искренность самарянки, захотел просветить ее великими истинами, постигнуть которые не дано было величайшим мудрецам древнего мира. Возводя её мысль от простой вещественной воды, утоляющей временно телесную жажду, Он напоминает ей о существовании другой «воды» — благодати Божией, утоляющей жажду духовную. «Если бы ты знала дар Божий, — сказал Он удивленной женщине, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».

«Господин,  — в недоумении ответила Ему самарянка. — Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?»