Kniga Nr1380

События в Иерусалиме на празднике Пасхи показали, что в Иудее не было еще благоприятных условий для евангельской проповеди любви. Поэтому Христос удаляется в Галилею к берегам любимого Им Геннисаретского озера, и там, вдали от слепых приверженцев буквы ветхозаветного Закона, приступает к подробному изложению Новозаветного учения о Царстве Небесном.

Но вино новое не вливают в мехи ветхие и к ветхой одежде не пришивают новой заплаты. Подобно этому, и Новозаветное учение надо было преподать людям, далеким от тупого начетничества и узкого формализма. Поэтому перед Спасителем теперь стояла задача из числа многих Своих последователей избрать таких людей, которые смогли бы воспринять Его учение и сделаться солью земли и Светом, из которого должно было вырасти дерево новозаветного человечества.

Исполненный таким желанием и сопровождаемый толпами народа, Господь по берегу Галилейского озера подходил к Капернауму. Недалеко от города Христос остановился на одной из гор галилейских, которая возвышалась над голубыми водами озера. Преподав учение народу и совершив чудеса исцеления больных, Христос поднялся на вершину горы и пробыл там всю ночь в молитве к Отцу Небесному. Он просил Своего Отца «послать делателей на жатву, ибо жатвы много, а делателей мало». Христос просил, чтобы Отец указал Ему из числа последователей двенадцать ближайших помощников, которые продолжили бы Его дело спасительной проповеди и после Его вознесения понесли бы свет евангельского учения во все концы вселенной для всех народов.

С наступлением дня Господь призвал на вершину горы Своих учеников и из них избрал двенадцать, которых назвал апостолами, т. е. посланниками. Это были: «Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот...». (Мф. 10: 2-4).

Господь избрал двенадцать апостолов, чтобы будущий народ Нового Завета, подобно народу ветхозаветному, также имел двенадцать духовных родоначальников, или патриархов.

Не богатых, не ученых и не сильных мира сего избрал Христос, но самых простых людей, все достоинство которых заключалось в их чистых, неиспорченных никакими ложными влияниями душах и непорочных сердцах. Образованные классы народа, раввины и священники, увлекаясь своими человеческими знаниями, извратили понятие о Небесном и были проникнуты предубеждением ко всему, что выходило за пределы их мелочной учености и бездушного законничества. Поэтому они стали неспособны быть носителями и проповедниками Божественной истины нового Откровения.

Правда, и двенадцать галилейских рыбаков не сразу уразумели тайну пришествия в мир Учителя. Часто они не умели уловить Его самую простую мысль. Тем не менее Он выбрал именно их. Честные, искренние, цельные натуры, не отравленные книжнической ученостью и узким фарисейством, они лучше других могли воспринять Истину, проникнуться ею и понести ее в мир. Апостолы не предъявляли Христу своих сомнений, подобно ученым книжникам и саддукеям, не допрашивали Его с такой назойливостью, как гордые самоуверенные фарисеи. Они смиренно следовали за Ним, самоотверженно любили Его и с благоговейной верой прислушивались к каждому Его слову, хотя бы оно и разрушало их прежние надежды и мечты. Христос любил эту духовную семью — основание Церкви — и ставил ее выше всякого родства.

Нагорная проповедь. Мф. 5: 1-7: 29; Лк. 6: 20-49

Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену Ветхозаветного. Теперь же, с избранием преданных учеников и последователей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного среди народов. Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.

Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми народами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.

Они ждали Его как могучего царя, который не только освободит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве — и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он наконец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с такими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.

Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам человеческих организаций. Ибо Царство Небесное — «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и приносит на землю законы Неба.