Kniga Nr1380
Иисус Христос в доме Симона-фарисея.
Лк. 7: 36-50
Если простой народ признавал Христа за одного из великих ветхозаветных пророков, то духовно ослепленные фарисеи не могли видеть даже и этого. Они считали Его нарушителем закона, другом мытарей и грешников. Фарисеи неотступно ходили за Христом, следили за каждым Его шагом и старались обличить Его в чем-нибудь.
Однажды фарисей по имени Симон пригласил Иисуса в свой дом, чтобы поближе познакомиться с галилейским Учителем. Во время обеда в дом вошла женщина, известная во всем городе своим грешным поведением. Евангелист Лука не называет ее по имени, но предание гласит, что это была Мария Магдалина.
Что происходило накануне в сердце этой женщины? Мы не знаем. Евангелист нам только сообщает, что Мария пришла к Господу с глубоким покаянием. Молча она вошла в комнату, держа в руках алавастровый сосуд с драгоценным миром. Увидев Христа, возлежащего за трапезой, она с глубоким сокрушением и со слезами припала к Его ногам. Грешница омывала покаянными слезами ноги Иисуса, отирала их волосами головы своей, целовала их и мазала драгоценным миром. Она чувствовала всем сердцем, сознавала без всяких вопросов, что это — Сама Святыня, Сама Чистота, перед Которой прилично и можно только плакать о своей низости и греховности и Которая сама без лишних с ее стороны слов очистит, облагородит ее, даст мир и святыню ее измученной душе. И женщина не ошиблась!
Но этот нравственный переворот, совершившийся в душе блудницы, эти слезы покаяния, это открытое исповедание грехов не тронули каменное сердце фарисея, а только дали ему повод считать Иисуса простым человеком, даже не пророком. «Если бы Он был пророк, — подумал Симон, — то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница». Когда он так размышлял, Спаситель, обратившись к фарисею, рассказал ему следующую притчу: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят. Но как они не имели чем заплатить, он простил обоим». «Как ты думаешь, Симон, — спросил в заключение Христос, — кто из должников больше будет благодарен заимодавцу?» — «Думаю, тот, которому более простил» [*], — ответил Симон.
Тогда Господь пояснил фарисею, для чего Он привел эту притчу. Он показал разницу между Симоном, который считал себя праведником и не испытывал потребности в покаянии, и этой женщиной, которая очистила свои грехи глубоким покаянием. Указывая Симону на грешницу, Господь сказал ему: «Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мои ноги и волосами головы своей отерла. Ты целования Мне не дал, а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе, прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Затем, обратившись к женщине, Господь сказал: «Прощаются тебе грехи... вера твоя спасла тебя, иди с миром» .
Исцеление бесноватого и богохульство фарисеев. Мф. 12: 22-37; Мк. 3: 20-30; Лк. 14-26
Покинув дом Симона-фарисея, Господь пошел проповедовать по всей Галилее, неся людям духовную радость, любовь, мир, исцеляя их душевные и телесные болезни. В этом нелегком проповедническом служении Его постоянно сопровождали не только преданные Ему апостолы, но и некоторые женщины. Евангелие сохранило нам их имена. Это были: Мария Магдалина, живая, преданная натура, из которой Христос изгнал семь бесов (Лк. 8: 2), Саломея — жена Зеведеева, мать Иоанна и Иакова, Иоанна — жена управляющего Ирода Антипы, а также Мария Клепова — двоюродная сестра Божией Матери, и Сусанна, о которой ничего не известно. Некоторые из этих женщин принадлежали к состоятельным семьям и оказывали Христу и Его ученикам материальную помощь. Их верность Учителю превзошла верность апостолов: если апостолы «страха ради иудейского» покинули в Гефсиманском саду своего Учителя, то бесстрашные ученицы Христовы сопровождали Его до самой Голгофы. Замечательно, что и враги Христа, видевшие Его в окружении женщин, не посмели клеветать на Него, несмотря на всю свою озлобленность.
Но чем больше Иисуса Христа любил народ, тем больше ненавидели Его фарисеи и книжники.
Однажды Господь исцелил в Капернаумской синагоге бесноватого — слепого и немого, так что он стал и видеть, и говорить. От этого чуда народ пришел в восторг, прославлял Бога, а Иисуса готов был признать Мессией. Казалось бы, что могло препятствовать и фарисеям признать в Иисусе хотя бы Пророка? Но нет! Дух противления — дух диавола говорил их устами иное. Не имея никакой возможности отвергать чудо исцеления бесноватого, они стали говорить народу, что Христос совершил это чудо не Божественной силой, а силой сатаны. Этим самым они хотели посеять в народе ненависть и страх к Иисусу, как человеку, имеющему связь с нечистой силой.
Господь с сожалением посмотрел на укоренившихся в злобе фарисеев и сказал народу: «Всякий грех и хула простятся человеком, а хула на Духа не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Ибо хула на Духа Святаго — это сознательное, ожесточенное противление воле Божией, это сатанинское, гордое состояние человеческой души, не принимающей правды Божией. Ведь столько чудес Господь совершил на глазах у фарисеев, и они не увидели в Нем посланника Неба!