Kniga Nr1380

77: 2).

Притча о сеятеле. Мф. 13: 1-23; Мк. 4: 1-20; Лк. 8: 5-15

Царство Божие созидается прежде всего в человеческой душе. Оно, как зерно, прорастает в сердце человека. Поэтому для пробуждения души и ее духовного роста необходима евангельская проповедь. Но Слово Божие для своего прорастания находит различные условия в человеческих сердцах. Поверхностное восприятие Истины, враждебные обстоятельства, ложный стыд, погоня за временными идеалами, окаменение сердец — все это препятствует росту Царства Божия «внутри человека». Эту истину Господь раскрыл народу в притче о сеятеле.

Обращаясь к слушателям, Он сказал: «Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят иное же в тридцать».

В этом иносказании семя означает слово о Царстве Божием. Сеятель — Христос. Почва, на которую падает семя, — души человеческие, их ум, сердце, внимание, воля. Но как почва бывает разная, так и сердца человеческие различно воспринимают слова о Царстве Божием.

Сам Господь раскрывал ученикам смысл этой притчи следующим образом: «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

Притча о зерне горчичном. Мф. 13: 31-32; Мк. 4: 30-33

Царство Божие должно охватить все человечество, и Христос сеет зерна этого единства. Он создает Церковь Свою, которая должна быть в человечестве духовной силой, постепенно приближающей его к Вселенскому Царствию Божию. Она начала с малого, но охватит всю Вселенную. В нее должны войти все народы.

«Царство Небесное, — говорит Господь, — подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

В этой притче под горчичным зерном надо понимать учение Христово; под «своим полем» — души человеческие, а огромное дерево означает Церковь Христову. При этом надо заметить, что евангельское горчичное растение не является тем однолетним злаком, который растет у нас; это южное многолетнее растение, достигающее больших размеров.