Kniga Nr1382

— Милое дитя, предайте ваш дух в руки Бога.

Я протянул руку и произнес слова отпущения грехов. Потом я стал читать отходную. Слезы до того заволакивали мне глаза, что я еле мог читать. Когда я кончил и мой взор, оторвавшись от книги, остановился на ее лице, последнее дыхание вырвалось из ее уст. Я был свидетелем ее кроткой и чистой кончины, какою была и вся ее жизнь.

Казалось, было определено, что, всегда появляясь к ее страдальческому одру, я должен принести какую-нибудь жертву как будто для того, чтобы освятить нежную привязанность, которую она ко мне проявляла. Я не мог присутствовать при ее похоронах. Весь день с субботы я оставался около нее, все время молился, смотрел на нее, упивался тем миром и счастьем, которое выражалось на ее шестнадцатилетнем челе, и прерывал мои молитвы лишь для того, чтобы время от времени начертать на этом челе знамение креста.

На следующий день, в воскресенье, я должен был проповедовать в Париже. Поэтому я уехал насколько можно было позднее — в ночь на воскресенье. Я взошел на кафедру бледный от усталости и волнения. И, хотя я обещал себе сдержать свою скорбь, она вырвалась криком, который пробежал по собору и потряс всех слушателей…

* * *

Близ дома, где произошли все эти раздирающие душу сцены, и в том самом саду, в котором Гаэтана играла со своими сестрами, начали строить обширную часовню или, вернее, настоящую церковь с тремя алтарями. Эту церковь строил на свои средства ее отец, чтобы дать возможность бывать у службы всем окрестным рабочим, фермерам и крестьянам, отдаленным от других церквей. Церковь еще не закончена и не освящена, но в подземной ее части, под главным алтарем, уже видны два гроба двух юных сестер.

На одном надпись: ГАЭТАНА шестнадцати лет.

На другом: ЛУИЗА семнадцати лет.

Вот как заставляет Бог страдать тех, кто Его любит.

* * *

Господи, Господи! Как может не быть иной жизни, где Ты дашь нам радости столь же великие, как велики были здесь наши страдания!..

1 Первоначальная переработка пренадлежит Е. Поселянину, но при подготовке настоящего издания нам пришлось еще более адаптировать текст книги для православного читателя.— Изд.

2 Луис-Виктор-Эмиль Буго (Louis-Victor-Emile Bougaud; 1823–1888), епископ Лавальский (Франция).— Изд.

3 Евгений Николаевич Погожев (1870–1931) — духовный писатель, публиковавшийся под псевдонимом Поселянин. Писать начал по благословению преподобного Амвросия Оптинского, совмещая творчество с государственной службой. Дважды арестовывался, был в ссылке, 13 февраля 1931 года расстрелян по статье 58.11.— Изд.