Kniga Nr1382
1. Пролог
2. Сила церковных Таинств
3. Последние записи дневника
4. Распятые бриллианты
5. Таинство Елеосвящения
6. На пороге вечности
7. На кресте со Спасителем
От составителя
Настоящая книга представляет [собой] переложение и кое-где переработку1 прекрасного труда Лавальского епископа, монсиньора Буго2, о христианских страданиях.
Несомненно, эта тема — одна из интереснейших в христианском вероучении. Можно сказать, что одно только христианство и знает страдания в высочайшем, идеальнейшем смысле этого слова. Язычество знало по преимуществу боль, и лишь христианство не только указало высокое значение страдания, но и нашло в нем духовную сладость и чарующее обаяние.
Вслед за примером Богочеловека, Который обессмертил страдание, приняв поругание, терн и вольную муку, христианство открыло совершенно новые формы жизни: вольное страдание, искание верного счастья путем добровольно принятой на себя муки. Одно христианство указало, что достижение счастья путем страдания возможно не только в будущей загробной жизни, но и в этом мире. Христианские аскеты, распявшие в себе мир с его страстями, достигают такой полноты духовного счастья, такого ощутительного предчувствия будущего блаженства, какое недоступно обыкновенным людям [даже] в исключительно счастливых и блестящих житейских обстоятельствах.
Все значение и [пользу], всю высоту христианского страдания и выясняет предлагаемый труд Буго.
Почивший автор его принадлежит к лучшим представителям современной нравоучительной литературы на Западе. Искренняя, пылкая вера, глубокая серьезность и вдумчивость, прекрасное знание тем, которые он разрабатывает, и теплая задушевность делают его произведения истинными друзьями его многочисленных читателей. Одинаково прекрасно составлены им жизнеописания святых, рассуждения на нравственные темы, экскурсы в область христианской психологии.
Многие места его труда "О страдании" — например, так горячо высказанные автором соображения о настойчивости любви Божественной в спасении забывшего Бога человека; некоторые эпизоды, например, последний рассказ о тихом угасании молодой, озаренной верою жизни,— представляют собою высокие образцы христианской мысли и христианского чувства.
Я уверен, что эта книга ответит запросам многих страдающих душ и даст им среди жестокого утеснения их сердца горем несколько часов отрады и надежды.
Е. Поселянин3
Предисловие
Страдающим душам посвящаю я этот труд — по их просьбе он появляется. Как только вышел первый том моего труда о христианстве в современной нам жизни4, они умоляли меня издать отдельно те страницы, на которых я говорю о христианском страдании, и я считаю долгом исполнить эту просьбу.
Кто-то сказал: "О, как хорошо в тихом уголке с любимой книгой!".