Иеромонах Серафим (Параманов)-О ЧЕТКАХ-По благословению епископа Курганского и Шадринского Михаила-© АНО

Обычная частота вдохов человека составляет около 14 единиц в минуту, и она может уменьшаться до 8 у тренированных людей. Во время чтения христианских молитв частота дыхания может уменьшаться до 6 вздохов в минуту. Их воздействие на организм похоже: они помогают синхронизировать сердечные ритмы. И это, как отмечают кардиологи, положительно влияет на сердечно-сосудистую деятельность человека8.

"Иисусова молитва удивительно гибка. Это молитва для начинающих, но она же ведет и к глубочайшим тайнам созерцательной жизни. Она может практиковаться любым человеком в любое время: когда он стоит в очереди, прогуливается, едет на автобусе или поезде, работает, во время бессонницы или в минуты сильного беспокойства, когда невозможно сосредоточиться на других видах молитвы. Однако, разумеется, одно дело - когда любой христианин произносит Иисусову молитву таким вот образом в какие-то особые моменты, и другое дело - произносить ее более или менее постоянно, применяя связанные с нею физические упражнения. Православные духовные авторы настаивают на том, что практикующие Иисусову молитву систематически должны при возможности отдаться под водительство опытного наставника и ничего не предпринимать по собственной инициативе.

Для некоторых наступает время, когда Иисусова молитва "входит в сердце", так что произносится уже не в результате сознательного усилия, а сама собой. Она продолжается даже тогда, когда человек гуляет или пишет, присутствует в его снах и пробуждает его утром.

Православные верят, что сила Божья присутствует в имени Иисуса, так что призывание имени Божьего действует как эффективный знак божественного действия, наделенного сакраментальной благодатью. "Молитва проникает внутреннее существо человека, который в изумлении видит себя в Божественном свете... Свет имени Иисусова, через сердце, озаряет и всю вселенную". Как для тех, кто читает Иисусову молитву постоянно, так и для тех, кто прибегает к ней лишь изредка, она является источником дерзновения и радости. Процитируем Странника ("Откровенные рассказы странника своему духовному отцу"):

"Вот теперь так и хожу да беспрестанно творю Иисусову молитву, которая мне драгоценнее и слаще всего на свете. Иду иногда верст по семидесяти и более в день и не чувствую, что иду; а чувствую только, что творю молитву. Когда сильный холод прохватит меня, я начну напряженнее говорить молитву и скоро весь согреюсь. Если голод меня начнет одолевать, я стану чаще призывать имя Иисуса Христа и забуду, что хотелось есть. Когда сделаюсь болен, начнется ломота в спине и ногах, стану внимать молитве и боли не слышу. Кто когда оскорбит меня, я только вспомню, как насладительна Иисусова молитва; тут же оскорбление и сердитость пройдет, и все забуду... Слава Богу! теперь ясно понимаю, что значит изречение, слышанное мною в Апостоле: "Непрестанно молитесь" (1 Фес. 5, 17)"9.

Приложение. Истории из жизни святых подвижников, связанные с чётками

О кончине иеродиакона Серапиона

О том, что чётки - это не просто механическое приспособление, говорит и очень интересный случай из жизнеописания одного глинского подвижника, иеродиакона Серапиона. Этот подвижник, благочестивый, ревностный, всю свою жизнь избегавший даже посвящения в сан иеромонаха, несмотря на то что был достоин этого, просил, чтобы, когда он скончается, не погребали его три дня. И вот, когда он почил, братья увидели необыкновенное чудо: уже после кончины, когда тело его лежало на смертном одре, он три часа непрерывно перебирал чётки, и это показывало его внутреннее возвышеннейшее состояние - все, что было в его сердце10.

Истинный послушник - подражатель аввы Дорофея11

В одной из Керасийских келлий, а именно в келлии Честного Предтечи и Крестителя Иоанна, жил некий благоговейный, простой и смиренный монах, истинный послушник, по имени Пантелеимон (в миру Феофил Феофилопулос), родом из городка Лонганико близ Спарты. Внимательно прочитав приводимое аввой Дорофеем в своей книге житие аввы Досифея, жившего в V веке в монастыре аввы Серида на Востоке, он захотел подражать ему.

Эта книга и образ жизни аввы Досифея произвели такое впечатление на отца Пантелеимона, что он от всей души решил подражать ему. И в самом деле, он во всем повторял его жизнь. Тот не захотел поесть яиц, необходимых ему по болезни, потому что попросил их сам; чтобы отсечь свою волю, он не стал их есть. Так и отец Пантелеимон ни в каком деле не хотел, чтобы совершалась его воля; все должно было быть в точности так, как заповедует старец.

Его самоотвержение было совершенным. Даже воды он не пил без позволения и благословения старца. Он регулярно исповедовался и открывал духовнику свои тайные помыслы; он не мог уснуть, не исповедав своих помыслов и результатов духовной брани этого дня.