Priest Konstantin Parkhomenko

Много рассказов об этом находим мы на страницах Нового Завета и еще больше — в истории христианской Церкви. Поистине для христиан Ангел становится другом и помощником их в духовной жизни.

Сам Христос, как Богочеловек, несомненно, имевший особые отношения с таинственным небесным миром, открывает нам немало удивительных тайн о жизни и деятельности Ангелов.

Упомянем лишь некоторые поведанные нам Спасителем тайны:

— охраняя людей, Ангелы в то же время не остаются на земле все время, но посещают Небеса и видят «лице Отца Небесного»;32

— жизнь Ангелов свободна от ограниченности плоти;33

— хотя Ангелам неизвестен день Суда Божьего, они будут его исполнителями: они, когда история для сего мира подойдет к концу, проявятся в видимом образе «и отделят злых из среды праведных»;34

— «когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей», с Ним придут помогать осуществлять Великий и Праведный Суд «и все святые Ангелы».35

И велика будет радость Ангелов о наследующем блаженную вечность человеке, потому что и сегодня эти добрые существа «радуются о каждом кающемся грешнике»!36

Хотя Христос, говоря об Ангелах, пользуется языком и образами традиционной ветхозаветной ангелологии, все же Он постоянно подчеркивает ту мысль, что Ангелы с момента Его Воплощения, как и весь тварный мир, вошли в новую фазу своего существования и теперь служат Ему…37

Около конца I века тайновидцу и апостолу Иоанну Богослову на острове Патмос было откровение: Божественная литургия, непрестанно совершающаяся на Небе Ангелами и праведниками. Этим самым Бог показал, что ангельский мир теперь недалек от нашего, человеческого, мира, что мы теперь вместе приближаем наступление вечного Небесного Царства, вместе ведем битву против сил тьмы и диавола и Ангелы в этом нам помощники.

Кроме того, Ангелы — наши вдохновители в духовной жизни и ходатаи за нас перед Отцом Небесным.

Говоря об отношениях людей с Ангелами, сформулируем очень важное богословское положение: земля тесно связана с Небом, а жители земли — люди — с небожителями- Ангелами. Об этой связанности неба и земли пишет, например, ап. Павел: Бог «положил все небесное и земное соединить под главою Христом».38 О молящихся христианах ап. Павел пишет: «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства».39 Здесь, кстати, говорится и о участии святых в нашей жизни («духи праведников, достигших совершенства»), но мы давайте отметим, что здесь говорится о тьмах Ангелов, с которыми входят в общение подвижники веры.

О такой помощи упоминает как Священное Писание, так и Предание. В этой связи приведу два характерных случая. Один из них — всем известное свидетельство, оставленное Евангелистом Лукой в книге Деяний Апостольских. Другой — скорее всего, неизвестный современному читателю, произошел 18 столетий спустя после первого.

В книге Деяний мы читаем, что, когда ап. Петра заключили в темницу, Ангел вывел его из темницы. «…в ту ночь Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял темницу. Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною. Петр вышел и следовал за ним, не зная, что делаемое Ангелом было действительно, а думая, что видит видение. Пройдя первую и вторую стражу, они пришли к железным воротам, ведущим в город, которые сами собою отворились им: они вышли, и прошли одну улицу, и вдруг Ангела не стало с ним. Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский. И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились».40