Kniga Nr1390

C самого момента явления иконы стала очевидным образом проявляться и чудотворная ее сила. При перенесении ее в городской собор исцелился человек по имени Иосиф, который совершенно ничего не видел в течение трех лет. А в соборе прозрел от нее другой слепец, Никита, и с тех пор начали изливаться от нее токи чудес, причем в особенности много исцелений подавалось людям, страдающим глазами. Но более всего прославилась икона Казанской Божией Матери во время борьбы нашего Отечества против нашествия и владычества поляков в 1612 году, когда заступлением Царицы Небесной спасена была Русская Земля.

При воспоминании истории настоящего праздника обращает на себя внимание, дорогие братия и сестры, то обстоятельство, что явление Божией Матери было не кому иному, а только невинной и чистой по душе девятилетней отроковице, которая и сподобилась собственноручно откопать в земле указанную чудотворную икону Ее. Это приводит нас к тому рассуждению, что только чистые душой близки к Божественной святыне и что Богоматерь особенно благоволит к чистым душам. Господь еще через пророка Исаию говорил: Измыйтеся, и чисти будите, отымите лукавства от душ ваших (Ис. 1, 16). Ясно, чего требует Господь через Пророка Своего. Он повелевает каждому измывать скверны своего сердца и приобретать чистоту души. А разве есть какая-либо нечистота в нашей душе? Разве греховные скверны имеют место в нашем сердце? Да, имеют. Всякий грех получает свое начало в нашей душе, и всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Всяк помышляет в сердцы своем прилежно на злая во вся дни (Быт. 6, 5). Изнутри, от сердца человеческого исходят помышления злая (Мф. 15, 19).

Поэтому-то апостол Павел и говорит: очистим себе от всякия скверны — не только плоти, но и духа (2 Кор. 7, 1). Что же это за нечистота души и что же это за скверна греха в нашем сердце? Нечистота души и скверна сердца — это худые, богопротивные мысли. Мерзость Господеви помысл неправедный (Притч. 15, 26),— говорит премудрый Соломон. Нечистота души и скверна сердца суть все греховные движения души, гордость, тщеславие, ненависть, злоба, гнев, ярость. Нечистота души и скверна сердца суть корыстолюбивые желания и сладострастные похотения. Поэтому-то Бог в Законе Своем повелевает нам не желать ни жены искреннего своего, ни дома его, ни села его, ни раба его, ни скота его, ниже всех, елика суть ближняго твоего (Втор. 5, 21). И святая Церковь научает нас молиться: Иисусе, сохрани сердце мое от похотей лукавых.

Нечистота души и скверна сердца суть чрезмерные заботы житейские, удаляться которых заповедует Спаситель. Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить... потому что всего этого ищут язычники (Мф. 6, 25, 32).

Нечистота души и скверна сердца суть тайные, по большей части нами не примечаемые, грехолюбивые мысли и желания. Грехопадения кто разумеет? От тайных моих очисти мя... аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика (Пс. 18, 13–14).

Нечистота души и скверна сердца суть все суетные, мирские помыслы. Поэтому мы молимся Господу: Иисусе, очисти мой ум от помыслов суетных. При такой нечистоте души человек пребывает грешником, хотя бы он и не совершал никаких явных преступлений и грехов, хотя бы внешняя жизнь его была непорочна. Таковы были фарисеи, которых обличал Господь, говоря: внеуду убо являетеся человеком праведни, внутрьуду же есте полни лицемерия и беззакония. (Мф. 23, 28). Ибо Бог не на лица зрит, но испытует сердца и утробы. Поэтому должно всемерно избегать всех обольщений и соблазнов, от которых порождаются в душе нечистые мысли и желания и возбуждаются страсти. Поэтому, если соблазны так пагубно, искушающе действуют, то необходимо отвращать очи, еже не видети суеты (Пс. 118, 37), и ограждать чувства, чтобы отразить все приражения и козни лукавого.

Пресвятая Богородица, как мы уже сказали, особенно благоволит к душам непорочным, будучи Сама светлейшей солнца. Ее веселят души чистые, поэтому нужно всемерно заботиться об очищении души от всякой греховной скверны и утверждении противоположных страстям добродетелей. Ведь и Господь радуется чистоте сердца и удостаивает зреть Себя преимущественно чистым сердцем: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). Если же прелесть и суета или гордая, или тщеславная мысль, или корыстолюбивое желание, или сладострастное похотение уже прокрались в душу, то необходимо немедленно воспротивиться им, подавить и умертвить их здравым рассуждением и сердечною молитвой ко Господу нашему Иисусу Христу и к Пречистой Деве Марии. А если случится не устоять против обольщения и пасть, если душа омрачится скверною греха, тогда нужно омывать скверну и очищать душу слезами покаяния. К слезам же покаяния должно присоединять и теплую молитву. Аминь.

8/21.07.1960 г.

Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Приидите, вернии люди, прославим Всемилостивую Заступницу рода христианскаго, Преблагословенную Чистую Деву Марию.