Kniga Nr1390

1960 г.

Слово на параклисисе Божией Матери

О сохранении и усилении нашего общения с Пресвятой Богородицей

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, история Церкви знает очень много примеров особого заступления и помощи Матери Божией как в целом какому-нибудь народу или городу, так и отдельным боголюбивым христианам. Покровительство Царицы Небесной особенно простиралось на Греческую Церковь со столицей Византии — Константинополем, на Святую Афонскую Гору с ее насельниками — святыми иноками и на нашу Русскую Землю — когда наши предки отличались благочестием и набожностью, твердой и глубокой верой. О примерах этого покровительства говорить сейчас мы не будем, но они весьма утешительны и драгоценны для всех и всегда.

Покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы научает нас живому и крепкому упованию на Промысл Божий и на Ее милостивое и всемощное предстательство о нас. Оно наглядно удостоверяет нас в том, что под благотворными и спасительными для нас действиями и влияниями вышнего Промышления проходит вся наша жизнь, уверяет в том, что Пречистая Дева, равно как и все святые, принимает самое живое участие в нашей судьбе, избавляя нас от великих бед и зол и ниспосылая нам свыше небесное благословение и помощь.

Покровительство Богоматери и святых является нам различно. Оно является в даровании нам земных благ, в сохранении нашей жизни и в бесчисленных благодеяниях, которые непрестанно изливаются на нас от Бога, располагая любить, благодарить и прославлять Его от всего сердца и от всей души. Оно является и в самых скорбях и бедствиях наших, которые научают нас терпению, упованию на Бога и преданности Его Всесвятой воле. Оно является, наконец, и в сверхъестественной помощи. Правда, по началу своему, все действия эти суть действия Промысла Божия и исходят первоначально от Бога, Который, будучи Единым Всемогущим и Преблагим Владыкою мира, всем управляет и для всех служит неиссякающим Источником всяких благ, душевных и телесных. Но, изливая на нас неизреченные дары милостей и щедрот, Господь действует через избранные для этого орудия благодати. Он прославил лики святых Своих, которые, будучи преисполнены благодати, обильно источают ее и всем просящим и молящимся. Однако, подобно тому как в мире видимом все звезды испускают один и тот же свет, но не в равной степени, так и в мире духовном все превознесенные и прославленные Богом святые могут подавать благодать Божию другим, но не в равной степени и мере. Матерь Божия, как высшая всех святых, честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим есть первая по Иисусе Христе Ходатаица за нас перед Богом и первая Подательница благодатных даров всем ищущим их. Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование к полезному прошению,— так верует и учит святая Церковь.

Но чтобы для нас всегда был открыт этот неиссякаемый Источник всех благ, духовных и телесных, чтобы нам всегда быть достойными покровительства Пресвятой Богородицы, мы должны всячески стараться сохранять и, насколько возможно, усиливать наше внутреннее общение с Ней. Чем теснее будет духовное общение между нами и Пресвятой Богородицей, чем сильнее наша внутренняя связь с Ней, тем больше и чаще будем мы пользоваться всемощным Ее покровительством и получать от Нее великие милости. Какие же, спрашивается, нужно употреблять меры к тому, чтобы сохранять и усиливать это духовное общение с Царицей Небесной? — Те же самые, которые помогают сближению людей между собою и укрепляют дружеские между ними отношения.

В обыкновенном житейском быту сближают людей прежде всего частые свидания, живые речи, обмен мыслей и чувств. То же самое требуется и для сохранения и развития нашей внутренней связи с Матерью Божией. Поэтому частые молитвенные обращения ко Пресвятой Богородице и благоговейное созерцание того величия, которым возвышается Она над всеми земными и небесными существами — вот первое условие для того, чтобы сберечь и развить наше духовное общение с Нею. Нам известно, что многие святые подвижники постоянной молитвой ко Пресвятой Деве Марии успевали поставлять себя в совершенно сыновние отношения к Ней, настолько близкие, что удостаивались видимого Ее посещения, как было это, например, со святым Григорием Неокесарийским, Преподобным Сергием, Преподобным Серафимом и многими, многими другими. Постараемся и мы, дорогие братия и сестры, как можно чаще и усерднее прибегать с молитвами к Небесной нашей Царице. Если для нас при наших житейских занятиях невозможны продолжительные молитвы, какие совершали великие подвижники, то разумные и внимательные — всегда возможны.

Кто и что может помешать нам на утреннем и вечернем правиле с усердием, любовью и благоговением прочитать Богоматери несколько молитв? Кто и что может помешать нам посещать церковные службы, особенно в праздничные и воскресные дни, чтобы там, отложивши все житейские заботы и попечения, устремляться с усердными молениями к Пресвятой Богородице? Постараемся усилить наши молитвы к Царице Небесной — как домашние, так и общественные. Да послужат нам в этом благим примером наши благочестивые предки, которые не только в годину бедствий, но и во всякое другое время любили обращаться с усердными молениями ко Пресвятой Богородице и многократно получали от Нее чудесную, сверхъестественную помощь. Не допустит Она и нас до погибели, но всегда поможет и спасет нас, если мы чаще и усильней будем прибегать к Ней с нашими воззваниями, теплыми и искренними воздыханиями.

Однако вспомним, дорогие братья и сестры, и о том, что и в нашей обыкновенной жизни частые свидания и живые речи составляют не единственное условие укрепления знакомства и близости людей. Более всего сближают людей и скрепляют между ними дружбу единомыслие, общение в занятиях, трудах и удовольствиях, сходство характеров и взглядов на вещи. Поэтому другое важнейшее средство к поддержанию и укреплению желаемой нами связи и религиозного единения с Пресвятой Богородицею состоит в том, чтобы иметь одинаковые с Нею упражнения в добродетели и подражать Ее богоподобным качествам.