Kniga Nr1390

Достигнув совершеннолетия, Пресвятая Дева, по иудейским законам, должна была найти себе супруга и вступить с ним в брак. Но Пречистая, не колеблясь, объявляет, что Она твердо решилась во всю жизнь не принадлежать никому, кроме одного Бога. После совещаний и молитв первосвященники полагают обручить Ее такому человеку, который согласился бы носить имя мужа, не пользуясь его правами. Им становится праведный Иосиф Обручник. Наконец, наступает Благовещение и Архангел Гавриил благовествует Деве бессеменное зачатие и рождество от Нее Христа Спасителя. Архангел, Небесный Вестник, приветствует Ее словами: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28). И, казалось бы, кому более приличествовала радость и честь, как не Матери Божией! Но Богу было угодно, чтобы Она до конца земной жизни пребывала в неизвестности, в ряду простых христиан, подражая Своему Возлюбленному Сыну, Который не имел на земле где главу приклонить. И, во всем покорная воле Господней, до самой смерти Своей остается Пречистая Дева в неизвестности, являя тем самым высочайший пример неизреченного смирения и соделываясь таким образом еще более достойной того венца славы, который давно по всем правам принадлежал Ей.

Надлежало же рано или поздно сойти, наконец, сему венцу на главу честнейшей Херувимов и Серафимов, и сошел он во время Ее Успения, когда совершилась над Ней величайшая тайна Божия. Матерь Господа Славы умирает, как и все люди, хотя казалось, что Ей по всем неизреченным заслугам Ее принадлежит то, чего прежде удостоились праведные Енох и Илия, взятые на небо живыми. Однако Деве Марии суждено было другое. В отраду и утешение всем нам, имеющим проходить вратами смерти, и Пречистая умирает, отдавая этот долг природе вместе со всеми земнородными. Но как Матерь Божия, смертью Она не удерживается, а со славою возносится на небо, предстоя одесную Царя Бога, предстоя как Царица небесных и земных. Святой псалмопевец Давид, предсозерцая Ее славу, воспел: предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена (Пс. 44, 10). Предста Царица одесную Тебе — Царица земных, потому что Ей поклоняется и Ее прославляет весь верный род христианский: люди всякого возраста и звания и пола. И знатные люди, и простые преклоняют пред Нею свои колена, славословя Ее и прося помощи в своих скорбях и нуждах. И Она просящих не отвергает, исполняя их прошения, ибо Она есть Источник благ и море благодатных даров. Царица небесных — ибо поклоняются Ей и почитают Ее и Небесные Чины бесплотных духов: Ангелы, Архангелы, Начала, Власти, Силы, Господства, Престолы, Херувимы, Серафимы; приветствует Ее теперь на небесах и Само Трисиятельное Богоначалие, как возлюбленную Богоотроковицу.

В ризах позлащенных одеяна преиспещрена… Препрославленная Дева Мария, — как бы так говорит святой пророк Давид, — сияет ныне неприступным светом славы Божественной. Так что, хотя все праведные души освещаются Божественным светом от незаходимого Солнца Правды и сияют яко светила, но Препрославленная Дева Мария из всех блаженных Сил прекраснее всех. Будучи чистейшей всех людей и Ангелов, Она воспринимает во всей полноте свет Божественного Солнца и Сама отражает от Себя этот свет, являясь вторым Солнцем Правды, Солнцем славы. Святой Григорий Богослов говорит: «каждому из избранных дана благодать отчасти, Деве — вся полнота благодати». Так же Она и прославлена,— то есть имеет полноту Божественной славы, как это провидел и святой пророк Иезекииль: Видех, и се, полн славы дом Господень (Иез. 44, 4).

Наш ум, дорогие братия и сестры, не может представить себе того яркого света, которым блистает в раю Блаженная Дева; солнце и луна — темные пятна по сравнению с этой неизреченной красотой, созерцанием которой блаженные души праведников бесконечно наслаждаются. Какое прекрасное, светлое зрелище для очей всех святых человеков и даже для самих Серафимов! Его хотел видеть один юноша, благоговейный почитатель Девы, и обратился к Ней с молитвой: «Мария, Сладчайшее Имя, Которое я чту и Которому поклоняюсь после Бога всей любовью и благоговением моей души, ибо Ты — ее утешение и радость! Если я, смиренный Твой раб, обрел пред Тобою благодать, молю Тебя, окажи мне одну милость: среди многих благодеяний сподоби меня узреть Тебя Такой, Какова Ты в раю. Удостой меня этой милости, Пречистая Матерь! Я готов потерять око, но только бы мне узреть Тебя!» Пречистая Владычица вняла молитве благоговейного Своего раба; ночью во сне явилась ему Всесветлая во всем блеске той славы, которой сияет Она на небе.

Юноша проснулся и действительно лишился глаза, но от радости, которую испытывал, так как удостоился зреть Царицу неба и земли, он совсем не пожалел, что потерял зрение. Даже более того, он опять молил, чтобы еще раз узреть Ее, соглашаясь на потерю другого, оставшегося в целости глаза. И он снова удостоился зреть Царицу горних и дольних; но что же вы думаете, братия и сестры? Может быть, он стал слеп на оба глаза? Всемилостивая Владычица, явившись ему во второй раз, не только не лишила его другого глаза, но и возвратила ему утраченный. Проснулся юноша с обоими здравыми глазами и, охваченный сугубой радостью, воздал Богоматери тысячи благодарений с обильными слезами благоговейного умиления.

…О Всемилостивая Владычице, Царице неба и земли, приими ныне и наши усердные моления и покрой нас любовью Твоею! Приими и подвиг поста, совершаемого православными христианами ради имени Твоего Святаго, и яви нам милость Твою. Отврати от нас гнев Божий, праведно на нас движимый, сохрани от всех козней вражеских и научи любить Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Укрепи в нас веру, ибо Ты — твердое утверждение веры, и сподоби нас и в будущей жизни прославлять Тебя и взывать: Радуйся, Царице неба и земли, радуйся, Обрадованная, радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго! Аминь.

1960 г.

Слово на параклисисе Божией Матери

О значении «мелочей» в нашей жизни

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву, и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя,— так весьма часто с особенным умилением святая Церковь возглашает в честь и похвалу Преблагословенной Девы Богородицы, повергая пред Ней все наши недостойные молитвы и относя к Ней единой всякую благовременную помощь свыше.

Церковь принимает за несомненную истину, что покров Пресвятой Богородицы простерт над всем родом человеческим и в особенности — над родом христианским, и над всеми нами, в частности. Пресвятая Дева, как любвеобильная Матерь, любит род человеческий, а паче всего — христиан; может ли Она оставаться равнодушной к жизни и судьбам людей, не заботиться о них, не оказывать им Своего покровительства? Молитвы Царицы Небесной о нас благоволительно приемлются Сыном Ее и Богом. По Ее ходатайству Он совершил первое Свое чудо, претворив воду в вино в Кане Галилейской. И этот Евангельский урок служит для христиан отраднейшим доказательством, уверением в той истине, что Богоматерь неизменно предстательствует за христиан пред Сыном Своим.