Kniga Nr1390

Слово на параклисисе Божией Матери

О силе благодатной помощи Богоматери христианам

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, в житии преподобного Моисея Мурина повествуется, что когда сей святой вступил в монастырь, он, несмотря на великие подвиги самоумерщвления, измождения своей плоти, был сильно обуреваем нечистыми помыслами Это приводило подвижника в великое смущение и уныние, так что он собирался выйти из монастыря в мир. Находясь в такой телесной брани, Моисей пошел к прозорливому старцу Исидору и ему поведал свою скорбь и намерение.

Старец взял Преподобного за руку, возвел его на крышу своего жилища и сказал ему: «Посмотри на запад». Он посмотрел и увидел великое множество демонов, суетившихся и готовившихся на борьбу. Затем Исидор сказал: «Посмотри на восток». Моисей взглянул, и взору его предстали полки светлых, лучезарных Ангелов (их было гораздо больше, нежели врагов-демонов), которые также готовились к борьбе, ибо по милости Божией эти добрые Ангелы посылались и посылаются от Бога в помощь подвижникам добродетели. Узрев это видение и получив от святого Старца наставления, как вести свою брань, преподобный Моисей, воодушевленный, возвратился снова к себе в келию и, превозмогая вражеские искушения, стал увереннее совершать свое спасение.

Подобные искушения встречает на пути своем и каждый христианин. И если бы не воодушевляла нас надежда на силу Небесного Воинства, на молитвы святых, и особенно — Преблагословенной Девы Богородицы, то мы давно бы пали безвозвратно. Но святая надежда на небесную помощь ободряет нас, вливает в нас силы к великодушному перенесению всех скорбей.

В тяжелых обстоятельствах жизни мы не падаем духом и не впадаем в безнадежие, веруя, что имеем на небесах милостивого Отца — Бога, преблагую Мать — Царицу Небесную и всесильных заступников — всех святых, которые являются нашими старшими братьями и помощниками. Поэтому сердце христианина всегда должно быть спокойным и благодушным в скорбях, непоколебимым в твердом своем уповании на Господа. Милосердный Господь по неизреченной любви к нам, для нашего утешения и спасения, во времена новозаветные дал людям единую Помощницу и Заступницу и усыновил нас Ей, соделав Ее Матерью всему роду человеческому, подобно тому, как в Ветхом Завете Ева являлась праматерью всем живущим на земле. И потому Святейшая Дева Мария и является, и именуется Матерью в двух смыслах: во-первых, как Матерь Бога, и, во-вторых, как Матерь всех христиан. Она — Матерь Божия по естественному рождению, ибо воистину родила от Cвоего нетленного чрева Сына Божия, Который в Ее плоти соединил Божеское естество с человеческим в одно целое, в одну ипостась. Она — Матерь всех христиан по благодатному усыновлению, потому что все мы словом Божиим названы братьями Иисуса Христа (Евр. 2, 1–12) и Он, как говорит апостол Павел, пребывает посреди нас как Первородный между многими братьями (Рим. 8, 29); следовательно, мы — сыны Богородицы. Как Матерь Божия, по материнскому достоинству, Пресвятая Дева имеет у Бога такую благодать и такую честь, какие прилично иметь матери у сына. С другой стороны, как Матерь христиан, в силу материнской любви, Она оказывает христианам такую милость, какую мать оказывает своим детям.

Но благодать, которую имеет Пресвятая Дева от Господа, должна соответствовать достоинству Матери Бога, а как это достоинство беспредельно, стало быть, и благодать, которую Она получает, беспредельна. Равным образом и милость, которую Царица Небесная оказывает христианам, должна соответствовать любви матери к детям, и как любовь эта беспредельна, так беспредельна и милость, оказываемая Ею. И потому, имея в виду, с одной стороны, беспредельную Ее благодать и, с другой,— беспредельную любовь, должно признать, что Пресвятая Дева есть неисчерпаемое море благодатных даров. Как Матерь Божия, Она более всех святых и всех Ангелов имеет дерзновение у Бога, Сына Своего; а как Матерь христиан, Она больше, чем все святые и Ангелы, оказывает нам, Своим детям, благодеяний.

Известен такой исторический пример. Из древнего Рима жителями был несправедливо изгнан Кориолан, благороднейший патриций и мужественный полководец. Озлобившись, он призвал войско и пошел против неблагодарного отечества войной. Он побеждает и победителем приближается к Риму, его войска окружают город, осаждают и стесняют, и он сам первый восходит на крепостные стены, держа в руке меч, дыша угрозою и убийством, готовясь сжечь столицу империи до основания и истребить жителей ее мечом, кровью их утолить свой справедливый гнев и загладить обиду, незаслуженно ему причиненную. Тогда римляне сознаются в своей ошибке, раскаиваются в несправедливом поступке, смущаются от страха и стыда и собираются на совет — что им предпринять — и ничего более не находят, как только пойти и упасть к ногам сего мужа, прося прощения и смягчения гнева. Итак, пошли они: впереди сенаторы, за ними сановники, а затем и простой народ, жены с детьми — все со слезами на глазах и глубоким унынием на лице. Что же Кориолан? Он стоит неумолимый, не преклоняется на просьбы, не смягчается от их слез; наоборот, он ожесточается все больше, хочет дать знак к битве, к убийству и всегубительству. Но вот увидел он в толпе опечаленное лицо почтенной женщины Бетурии — матери своей, вспомнил ее нежную материнскую любовь; увидел ее, и в то же мгновение взор его просветлел, гнев утих, меч опустился и выпал из рук. Он останавливает наступление, примиряется с гражданами, входит в родной город не как враг, а как друг. Таким образом, присутствие одной матери оказалось важнее, чем прошения бесчисленной толпы народа, ибо воистину нет для сына ничего приятнее имени матери и нет ничего сильнее, чем слезы и моления ее.

Теперь посмотрим на себя и применим эту повесть к своей жизни. Мы, хотя и христиане, но подвержены грехопадениям и грешим на всякий день, час и даже минуту. Совесть обличает в этом каждого из нас. Очень часто наша жизнь представляет сплошной и непрерывный ряд самых тяжких грехов и беззаконий. Сколько нечистого в наших помышлениях, сколько срамословия на нашем языке и сколько лукавства в наших деяниях! И все это видит Господь, видит и терпит. Однако когда мы, нераскаянные и упорные во зле, продолжаем бесстрашно оскорблять Божественную правду, возбуждая день за днем Его праведный гнев и вовсе не помышляя об обращении, то настает время, когда Он уже не терпит нас более, но вооружившись мечом и стрелами Своего ужасного и неутолимого гнева, как страшный воин восстает на нас и угрожает совершенным истреблением, смертью и вечным мучением.

Род неверный и развращенный! доколе буду с вами? — говорил Господь иудеям (Мф. 17, 17). По своим грехам и мы уподобляемся иудейскому народу, и к нам эти страшные слова применимы. Род неверный — не потому, что не имеем веры вообще, но потому, что не имеем дел веры, утеряли страх Божий, попрали Божий закон, удалились от любви Господней, совратились в свои похотения. «Доколе буду с вами — в Моей Церкви и таинствах? Доколе буду терпеть вас? Доколе Я буду поддерживать и хранить вас Своею кротостью и долготерпением? До каких пор?» — с этими словами Господь оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя (Пс. 7, 13–14). И кто стерпит стрел Божиих? Куда мы, несчастные грешники, убежим от такого негодования и гнева Сына Божия? Для нас один исход — покаяться и обратиться к посредству священников, которые здесь, на земле, в Церкви, и к ходатайству святых, которые в раю. И вот, представим себе, что все священники и монахи, и архиереи совершают на земле моление; более того — все святые в раю: и Пророки, и Апостолы, и мученики с преподобными возносят молитвы к Престолу Божию и просят о нашем помиловании. Величественна картина такого ходатайства! Но неизмеримо больше его одно лишь единственное слово Богоматери. Когда обратится Страшный Судия и увидит лицо Матери Своей, этой святейшей и сладчайшей Матери, которая умоляет Его, Он тотчас же станет приветлив, кроток, мирен, отложит меч и лук Своего Божественного гнева и покажет нам Свое снисхождение и любовь: много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки (Богородичен 6-го часа). Прочие святые умоляют Господа как рабы, Она же — как Матерь Божия умоляет Сына, Которого родила, вскормила и воспитала, Которого всей Своею любовью возлюбила. Все святые ходатайствуют за нас как за братьев, а Пресвятая Дева — как за детей!

Вот из этого и поймите, насколько важно для нас молитвенное обращение к Богоматери, какую милость и помощь оказывает Она нам. И какое же благоговение и почитание должны оказывать Ей мы, христиане! Она и Матерь Божия, и Матерь наша. Как нашу Матерь, должны мы Ее чтить и благоговейно относиться к Ней, потому что это — естественная обязанность наша, утвержденная законом Божиим; с другой стороны, как Матерь Божию, мы должны чтить Ее еще больше и еще больше благоговеть пред Ней, ибо Ее как Матерь Владыки небес и земли, чтят со благоговением сами святые и даже Ангелы и Архангелы. Кто не чтит и не уважает своей матери, тот недостоин названия человека; кто не чтит Богородицу и не благоговеет пред Ней, недостоин звания христианина. О том, как Правосудие Божие карает хулителей и оскорбителей имени Царицы Небесной, повествует нам сказание о Калужской иконе Ее, празднование в честь которой мы совершали сегодня.