Kniga Nr1390

1962 г.

Слово на параклисисе Божией Матери

О преданности воле Божией

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры! Пречистая Дева Мария, живя на земле, была украшена многими христианскими добродетелями, которыми Она и снискала Себе милость у Бога, за которые Она и сейчас ублажается всеми родами человеческими. Среди многих дивных добродетелей Ее просияла паче солнца добродетель покорности воле Божией. Се, Раба Господня: буди мне по глаголу твоему (Лк. 1, 38),— отвечала Пресвятая Дева Мария Архангелу Гавриилу, благовествовавшему Ей о бессеменном зачатии и рождении от Нее наитием Всесвятаго Духа Богочеловека Иисуса, Сына Божия. В этом ответе Пресвятой Девы видна всецелая, безусловная преданность воле Божией, и пример Богородицы должен быть и для нас предметом обязательного подражания. И мы, подобно Ей, будем предаваться воле Божией во всех своих действиях и приключениях жизни. Какие размышления побуждают нас к безусловной преданности воле Божией?

Прежде всего: Бог всеведущ и премудр — все знает и все направляет к лучшему, а мы недальновидны, опрометчивы в своих суждениях, не только не можем постигнуть будущего, но подчас не проникаем и в настоящее, близ нас сущее и явное, строим свои планы на пагубу себе.

Бог всемогущ, для Него нет ничего невозможного, а мы немощны, для нас много есть неосуществимого вследствие ограниченности нашей природы.

Бог благ, хочет всем нам всякого блага и спасения, а мы злы и развращенны, и поэтому чаще всего желаем себе душевредного и богопротивного. Поэтому как же нам не предаваться всецело на волю Божию? Пусть судьбами Божиими разрушаются любимые наши желания и предприятия, мы все-таки не должны роптать, малодушествовать. Премудрость Божия знает, кого каким путем вести к предопределенной для него цели.

Обыкновенно, всем нам желательно, чтобы мы имели хорошее здоровье, а не страдали бы на одре болезни; отличались бы телесной красотой и силой, душевными способностями, занимали бы в обществе высшие почетные должности и пользовались славой, а не жили в безвестности; хочется, наконец, и обладать богатством, а не терпеть крайнюю нужду во всем и жить в бедности. Так наше плотское мудрование внушает нам домогаться этих мирских отличий, и в случае неисполнения своих желаний человек ропщет на судьбу, ропщет на Бога, завидует ближним, и в конце концов получается зло, грех. Но пусть каждый рассудит про себя, смеет ли кто из нас сказать, что он достоин лучшей участи, нежели та, какую даровал ему Бог? Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? — говорит святой апостол Павел (Рим. 9, 20–21).

Правосудие Божие воздает каждому то, что находит правильнейшим, лучшим. Кто из нас дерзнет утверждать, что, будучи счастлив, он вел бы себя лучше, честнее, благонравнее, богобоязненнее? Вековой опыт показывает противное. Счастье всегда портит, надмевает человека, а несчастье отрезвляет, смиряет его. Очень легко может статься, что при постоянном здравии и благополучии, среди богатства и почестей человек, пусть и с прекрасными душевными дарованиями, зазнается, забудется, надмится душою и сделается неприступным гордецом, властолюбцем, заклятым скрягой, ненасытным развратником и даже отъявленным богоотступником. История еврейского народа, его царей Давида и Соломона, а также история Навуходоносора и повесть о Евлогии-каменосечце подтверждают это.