Kniga Nr1392

Вторая часть трактует, таким образом, о Боге, Творце и Промыслителе, Спасителе нашем и Осветителе, и Завершителе судеб мира.

Часть вторая. О Боге в Его явлении миру

Бог — Творец мира

В начале сотворил Бог небо и землю. Величественно стоит, возвышаясь, независимо от древних мифологических сказаний о происхождении мира, от разных сменяющих друг друга, гипотез о начале и развитии мирового порядка, — начертанное на первой странице Библии Боговдохновенное Моисеево повествование о сотворении мира. Оно чрезвычайно кратко. Но в этой краткости охвачена вся история мироздания. Оно дано при помощи самого элементарного языка, словарь которого состоял из нескольких сотен слов и был вовсе лишен отвлеченных понятий, так нужных для выражения истин религиозных. Но от этой элементарности оно не теряет своего вечного значения.

Прямой целью Боговидца Моисея было — чрез сказание о творении — внушить своему народу, а чрез него и всему человечеству основные истины о Боге, о мире и о человеке.

Главная истина — о Боге как Едином Духовном Существе, независимом от мира. Первые слова книги Бытия: "В начале сотворил Бог..." — внушают, что Бог есть единственное, вневременное, вечное, самобытное Бытие, Источник всякого бытия, Дух Премирный, так как Он существовал и прежде создания мира, Бытие вне пространственное, не связанное с небом, так как небо создано вместе с землей. Бог Един. Бог есть Личное Разумное Существо.

Представив последовательные этапы творения мира, Бытописатель заканчивает это свое повествование словами: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма".

Из данной Моисеем величественной схемы происхождения мира следует также ряд прямых выводов о мире, а именно:

1. о том, как возник мир:

* мир не существует вечно, а появился во времени;

* не сам собой образовался, а обязан воле Божией;

* явился не в один миг, а создавался в последовательности от простого к более сложному;

* он сотворен не по необходимости, а по свободному хотению Божию;

* сотворен Словом Божиим с участием животворящего Духа;

2. о том, какова природа мира:

* мир по существу отличен от Бога: он не есть ни часть Его существа; ни Его эманация (схождение); ни Его тело;

* сотворен не из какого-нибудь вечно существовавшего материала, а приведен в бытие из полноты небытия;

* все, что есть на земле, создано из земных стихий, "изведено" водой и землей, по велению Божию, кроме души человека, носящей в себе образ и подобие Божие;

3. о том, каковы следствия творения:

* Бог остается по своей природе отличным от мира, и мир от Бога;