Kniga Nr1395

Примечание:

[1] См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также см.: Игнатий Брянчанинов, епископ. Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу // Аскетические опыты. Том 2.

[2] Марк Подвижник, преподобный. Слово 1. О законе духовном, 200 глав. Глава 27.

[3] Он же. Слово 2. О мнящихся от дел оправдитися, 226 глав. Глава 224.

[4] Sanct. Chryssi. Рag. 667. Sermo de Anna. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Том 4. С. 820.

[5] S. Chr. Tom I. Pag. 915. Contra iudeoi. Sermo VI. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Том 1. С. 718.

[6] S. Chrysost. Tom XI. Pag. 14. Иоанн Златоуст, свт. Творения. Том 11. С. 50.

[7] Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отъятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога.

[8] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 68.

[9] Там же. Слово 8.

[10] Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия.

[11] Память Божия или поучение состоят в непрестанной молитве. См.: Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о поучении или памяти Божией // Аскетические опыты. Том 2.

[12] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 89.

[13] Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть.

[14] Исаак Сирин, преподобный. Слова подвижнические. Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Марк Подвижник, преподобный. Слово о Крещении; Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; Игнатий Брянчанинов, святитель. Слово о различных отношениях естества человеческого к добру и злу // Аскетические опыты. Том 2.

[15] Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы, послание и слова. Беседа XVIII. Глава 6.

[16] Там же. Беседа XVI. Глава 7.

[17] Там же. Беседа VI. Глава 5.

[18] Там же. Беседа XXVII. Глава 19.

[19] То есть правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна евангельская правда.