Архимандрит Алексий Поликарпов -СЛУЖИТЬ ДРУГИМ, -ЧТОБЫ НАЙТИ СЕБЯ... -Разговор с молодыми людьми-/-«Служить другим,

Архимандрит Алексий Поликарпов

СЛУЖИТЬ ДРУГИМ,

ЧТОБЫ НАЙТИ СЕБЯ...

Разговор с молодыми людьми

«Служить другим, чтобы найти себя… Разговор с молодыми людьми»: Даниловский благовестник; М.; 2010

ISBN 9785891013964

Аннотация

Имя наместника Московского Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) хорошо известно православной Москве. Опытный духовник, отец Алексий делится в этой книге своими размышлениями о том, что такое церковность и духовная жизнь, как помочь молодому человеку войти в Церковь.

Книга будет интересна и полезна самому широкому кругу читателей, как уже воцерковленных, так и стоящих на пороге храма.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О жизни в Церкви

Что значит быть церковным человеком?

– Батюшка, сейчас много говорят о духовной жизни, спорят о церковности, о месте Церкви в современной жизни. Зачастую можно услышать суждения: такойто – человек церковный или о другом – нет, это не церковный человек, еще о комнибудь могут сказать – он христианин. Хотелось бы понять, что такое церковность? Что значит – быть церковным человеком? Может быть, это особый тип людей в нашем обществе?

– Прежде всего, если говорить о внешнем, церковный человек – тот, который является активным прихожанином, участвует в Таинствах Церкви, человек, для которого Церковь по внутреннему самоощущению действительно является Матерью. Для такого человека Церковь является и домом Божиим, и его домом одновременно, и приходит он сюда не только за утешением, как часто мы идем, но и потому, что здесь он может получить и наставление, и вразумление по любому насущному вопросу.

Часто люди, верующие в Бога, верующие во Христа, но не воцерковленные, говорят: я не верующий человек. Они просто ошибаются формулировкой. Они верующие, но не церковные, то есть не живут по церковным канонам, по церковным установлениям. Но важна не внешняя форма, которую мы имеем, поскольку в ней может быть и ханжество, и кликушество, чтото не истинное.

Ведь та давняя трагедия русского народа, вызвавшая раскол, произошла от пренебрежения Животворящим Духом, Который пребывает в Церкви и Который Она, как любящая мать, дает каждому из нас. Вот этогото уходящий в раскол человек уже не воспринимал, утрачивал самое важное. Он словно забыл, что главное – это внутреннее, личностное, и прежде всего – хождение пред Богом.

Есть всеобъемлющее понятие церковности, оно дает ясное представление о человеке церковном. Архиепископ Иларион Троицкий говорил, что Россия может обойтись без парламента, еще без какихто общественных институтов, но без Церкви Россия жить не может, и русского человека всегда можно отличить по его отношению к Церкви. Это очень точное наблюдение, для нас Церковь жизненно важна.

Вот и сейчас мы видим, сколько людей обращается к Богу, приходит в храмы. Может быть, многого не зная, не понимая, они, тем не менее, очень уважительно относятся и к священнослужителям, и к обрядам церковным, и ко всему, что с Церковью связано. Поэтому, если даже иногда мы не идеальны, они все равно желают увидеть здесь идеал той духовности и святости, которую имеет в себе и несет в жизнь Церковь.

«Церковный человек» и «просто христианин»