Kniga Nr1398

Протест против Церквей

Секты — очень разнообразное явление, поэтому трудно сформулировать краткое определение, которое описывало бы их достаточно точно. Скорее возможно определить группу специфических черт этого типа религиозных общностей.

Характерной чертой секты является решительное отмежевание от Церкви или Церквей, доминирующих в данном обществе. Это проявляется в тотальном отрицании проповедуемой Церковью доктрины, в критике всей ее деятельности и всех институтов.

Е. Троелш считал такую позицию основной чертой сект. Поэтому он определял их таким образом: "Отличающиеся от официальной Церкви группы, которые, сохраняя определенные элементы христианского вероучения, принимают и культивируют свое учение в отрыве от других, делая это таким образом, что они последовательно противопоставляются доктрине главенствующей Церкви и отходят от общины, которой эта Церковь является".

Если секта отбрасывает учение доминирующей Церкви, возникает вопрос: чем отличается доктрина секты? Итак, в секте царит убеждение, что все Церкви и исповедания отступили от Божией истины. Они проповедуют учение, являющееся плодом ложной человеческой спекуляции или даже сатанинских подсказок. В то же время секта считает себя единственной обладательницей прав на проповедование чистого, неискаженного Божия учения. В христианских сектах преобладает также так называемый фундаментализм. Он основан на том, что библейские тексты понимаются в строго дословном смысле. Очень часто не учитывается не только их литературный тип или их культурная среда, но даже ближайший контекст. Более того, не принимается во внимание такой основной факт, как развитие Божия откровения. В результате этого секты не видят, что в книгах Ветхого Завета ряд истин веры находится еще в зачаточном состоянии, или же они были открыты только Христом. Строгое соединение текстов и согласование их без учета вышеназванных условий должно приводить к карикатурным интерпретациям.

Другая черта сектантской доктрины — это концентрация внимания на ограниченном числе цитат, касающихся обычно нескольких избранных частичных истин. В результате этого в сложных и неясных жизненных ситуациях, когда люди естественным образом начинают искать ответы на мучающие их вопросы, секта предлагает простые готовые объяснения и рецепты. Для людей, имеющих незначительное понятие о "старой" истине предложения сект кажутся необычайно понятными.

Такое убеждение членов секты об исключительном обладании истиной, как и упрощенная убедительная суть доктрины, приводят к созданию пропагандистской беззаветности. Эта беззаветность, по мнению М. К. Буррелла, "наиболее бросающаяся в глаза черта сект. Веруя, что исключительно они знают истину о Боге, исключительном послании, которое мир желает услышать и без которого он обречен на смерть, члены сект (...) полностью отдаются миссионерской деятельности (...) Сектанты ежедневно проводят много часов на улицах, продавая свои публикации, распространяя свои послания и стараясь завербовать новичков".

Протест против общества

Однако секты не ограничиваются исключительно протестом против Церквей. Скорее следует сказать, что они являются формой протеста против общества и попыткой создания оазисов нового, лучшего мира. "Вызванное индустриализацией, урбанизацией, миграцией, быстрым развитием коммуникаций, суперрациональными системами технократии и прочим разрушение традиционных общественных структур и культурных ценностей привело к тому, что многие люди находятся в состоянии внутреннего замешательства, оторванности, неуверенности, и поэтому они очень подвержены влиянию. В таких ситуациях является естественным поиск решения, которое часто чем проще, тем кажется лучше. Появляется также искушение принять это решение в качестве единственного и конечного ответа".

Процитированный выше текст ватиканского доклада на тему сект перечисляет очень большое число патологических симптомов современного общества. По их причине страдает очень много людей. Поэтому понятна попытка укрыться в лоне сект от угроз окружающего мира. Секта собирает своих членов чаще всего в небольших, состоящих из одного-двух десятков членов, группах, благодаря этому между ними завязываются узы дружбы, создается братская атмосфера. Секта имеет возможность дарить человеческое тепло, поддержку и общую цель. С этой точки зрения секта также может стать внешне очень привлекательна для людей одиноких, не приспособленных к обществу или отброшенных. Кроме этого, "секта, как заметил В. Годдайн, служит небольшой группой для поведения, отклоняющегося от нормы, в которой человек может получить определенный статус и престиж, в которой его способности и возможности оцениваются по более выгодным критериям, чем во всем остальном обществе". Следовательно, в секте человек начинает выделяться из анонимной толпы. Выполняя данные ей конкретные задания, он чувствует заинтересованность собой, он может даже почувствовать себя чем-то исключительным. Неоцененный или презираемый обществом, воспринимаемый им как очередной номер или безвластный элемент общей массы, лишенной своего облика, здесь он становится кем-то необходимым и незаменимым.