Kniga Nr1398

Одновременно за нарастающими общественно-экономическими проблемами не поспевала пастырская опека материнских религиозных общин. Усиливалось религиозное безразличие, которое в соединении с ощущением некоторой культурной оторванности привело к податливости значительных общественных групп на действие спонтанных религиозных идей. Это должны были быть, прежде всего, апокалиптические концепции. В ситуации переживаемой потерянности и чувства небезопасности находились все доктрины, проповедующие скорый конец этого безнравственного, дьявольского мира и рождение нового порядка, создаваемого благодаря Божию вмешательству. Следует подчеркнуть, что эти теории создавали люди, которые не только не имели богословского образования, но даже какого-либо общего образования. Это были портные, фермеры, шерифы и т. д.

Среди разнообразных, противоречащих друг другу тенденций наиболее динамичным и организованным движением оказался так называемый миллеризм. Он заслуживает краткого упоминания, так как впоследствии он дал начало адвентизму, из которого в свою очередь полными горстями черпали исследователи Священного Писания.

Вильям Миллер (1782-1849), будучи сорокалетним фермером, принялся за чтение Священного Писания, особенно книги Даниила, в поисках ответа на мучившие его вопросы. Во время чтения он пришел к мысли, что обещания пророков или уже исполнились с абсолютной точностью по времени, или исполнятся в ближайшее время. Обетованное Христом второе пришествие и суд над миром, наполненным неправдой, также наступит во время, которое, как считал Миллер, было обозначено в Священном Писании. Поэтому он предпринимает рискованные рассуждения, имеющие целью точное выяснение даты второго пришествия Христа и наступления Его тысячелетнего Царствия. После нескольких исправлений он определяет день 22 октября 1844 года. Поскольку его предположение было принято местной общиной баптистов, ему поручают проповедование этого. Начинается интенсивная проповедническая деятельность. Он посещает каждый раз новые места, произносит огромное количество проповедей, организует собрания и съезды. Вокруг Миллера создается оживленное движение, насчитывавшее во время своего расцвета 100 тысяч последователей. Эти люди искренне верили, что в назначенный их предводителем день придет на землю Иисус Христос, чтобы создать новый порядок.

Наконец наступил ожидаемый день 22 октября. Миллеристы ждали в огромном напряжении. Однако Христос не пришел. После многих месяцев энтузиазма наступило время страшного разочарования. Было ясно, что расчеты подвели. Миллер остался с небольшой группой друзей. Те вновь пробуют совершить интерпретацию событий, которая помогла бы им сохранить лицо. И начинают проповедовать, что Иисус все-таки пришел в назначенное время. Значит, ошибки не было. Единственно, как было провозглашено, непонимание касалось способа того пришествия. Христос пришел не видимым образом, как этого ожидали, но невидимо, и более того, не на землю, а в небесный храм. На землю Он вернется вскоре видимым образом. Таким образом появляется новое движение, называемое адвентизмом. Именно от него возьмет впоследствии ряд элементов Чарльз Рассел.

Движение исследователей Священного Писания

Чарльз Рассел считается инициатором создания движения исследователей Священного Писания и свидетелей Иеговы. Он родился в 1852 году в Аллеган, в Соединенных Штатах, в семье торговца. В 16 лет он оставил пресвитериан, в вере которых воспитывался, и перешел к конгрегационалистам. Через год, на 17-ом году жизни, он присоединился к методистам. А годом позднее — к адвентистам. Пребывание среди них длилось несколько дольше, и адвентисты тоже возымели значительное влияние на его мышление. От них он перенял учение о скором пришествии Христа и, как и они, оспаривал учение о бессмертной душе и чистилище. Таким образом он удовлетворил свое беспокойство, связанное с учением о судьбе, которое в достаточно смутных очертаниях он узнал, общаясь с разными вероисповеданиями.

Вскоре Рассел расстался также и с адвентистами, собрав собственный круг учеников. После нескольких лет перипетий он начал издавать журнал "Сионская башня и вестник присутствия Христа". До конца жизни, то есть до 1916 г., он был его единственным редактором. Следует отметить, что вначале Рассел был убежден, что Христос невидимым образом придет осенью 1874 г. Поэтому в название своего журнала, который начал издаваться в 1879 г., го есть пятью годами позже, он включил слова 'Вестник присутствия Христа". Редактируя "Башню", он одновременно готовил материалы для шеститомного труда под названием "Толкование Священного Писания", в котором изложил свою доктринальную программу. Работа над этим трудом заставила его пересмотреть свои взгляды. Поэтому и в своем завещании он требовал, чтобы ни одна из его статей не была подписана его фамилией. Делом Ч. Рассела было также создание в 1881 году пропагандистской корпорации "Zion's Watch Tower Tract Society".

Стоит отметить, что взгляды Рассела формировались также в условиях нарастающих общественных конфликтов, в атмосфере неуверенности в завтрашнем дне, беспокойства и безнадежности. "В 1873 году, в тот момент, когда Рассел собирал группу исследователей Священного Писания, разразился финансовый кризис, вызвав безработицу и нищету. В Пенсильвании, где Рассел развил свою деятельность, в шахтах, где рабочих использовали, не заботясь об их условиях жизни, доходило до актов насилия и террора. В самом Питсбурге, где жил Рассел, беспорядки приводили к смертельным случаям" (Р. Дерикбург, Организация и жизнь свидетелей Иеговы, "В пути", 1988 г., с. 9). Поэтому нет ничего удивительного, что Рассел также ожидал скорого пришествия нового мира, свободного от страданий и страха. Начало Первой мировой войны он интерпретировал как начало "великого гнета" непосредственно предшествующего пришествию Христа, Который расправится с сатаной и всей его системой.

Последователь Рассела, Джозеф Франклин Резерфорд также прилагал много стараний к поддержанию апокалиптических настроений. Однако уже тогда были необходимы некоторые доктринальные корректировки. Среди прочего, во время второго конгресса в Седар-Пойнт в 1922 г. было определенно, что Иисус находится на небесах не с 1874 года, как утверждал Рассел, а с 1914. Кроме того, в 1920 году Резерфорд издал брошюру под названием "Миллионы ныне живущих людей не умрут", в которой обещал миру скорую анархию, а в 1925 году начало тысячелетнего Царствия Божия на земле: "Мы можем ожидать, писал он, что в 1925 году мы станем свидетелями возвращения Авраама, Исаака, Иакова и других верующих Ветхого Завета, пробужденных и обновленных в совершенном обществе". К их пришествию он построил великолепно обставленный Beth-Sarim (Дом Князей) в Калифорнии.

Начинания Дж. Резерфорда вызвали среди исследователей Священного Писания различные споры и непонимания. Они начали делиться на сторонников и противников. Рано или поздно должно было дойти до расколов. Принципиальный раскол наступил в 1931 году. Сторонники Резерфюрда собрались на генеральном съезде в Коломбо (США, штат Огайо), создали собственную организацию и назвали ее "Свидетелями Иеговы".

Обусловленность доктрины