Kniga Nr1398

1. Исходным пунктом доктрины о приближающемся Армагеддоне или решающей битве Христа с сатаной и его системой, является так называемый спорный вопрос. Опираясь на текст Книги Бытия (гл. 3), содержащий описание грехопадения первых людей, подчеркивается, что сатана поставил под сомнение мудрость и доброту Творца: "Съев запретный плод, Адам и Ева отказались признать власть Бога. Они пошли собственным путем, желая делать добро или зло по своему усмотрению. Отсюда возник важный спорный вопрос: имеет ли Бог право быть абсолютным властителем человечества? Другими словами, может ли собственно Иегова решать, что для людей хорошо, а что плохо? Он ли должен говорить, как правильно поступать? Не лучше ли бы было, если бы человек сам управлял собой? Какой способ управления лучший? (...) Все эти вопросы возникли в результате покушения на суверенную власть Бога, на Его право быть единственным и абсолютным властителем человечества" (СЖ, с. 101-102).

Кроме того, основываясь на Книге Иова (гл. 1 и 2), они добавляют, что сатана поставил под сомнение верность всех творений Богу. По мнению сатаны, объясняют свидетели Иеговы, все, кто служит Богу, делают это исключительно по мотивам самолюбия, а не из любви. Вот характерная цитата из анализируемого пособия: "Люди служат Тебе единственно потому, что что-то от Тебя получают. Если Ты только дашь мне шанс, я сделаю так, что все отвернутся от Тебя. Хотя как раз этих слов нет в Библии, однако не подлежит сомнению, что сатана сказал что-либо подобное Богу. Это вытекает из библейской Книги Иова" (СЖ, с. 105).

2. В этой ситуации Бог назначает определенный период на разрешение этого спорного вопроса. Как сатане, так и людям Он позволяет предпринимать всякие способы действия и попытки властвования, независимо от Себя. Сатана использовал эту ситуацию для создания в небе и на земле подвластной ему организации, посредством которой он управляет всем миром. По мнению свидетелей Иеговы, "мир сатаны — это организованное человеческое общество, которое существует вне границ видимой Божией организации" (СЖ, с. 209). Это значит, что все существующее за пределами их организации — это дело дьявола. Поэтому все религии, политические системы, международные организации, торговые, банковские системы и т. д. — это дело рук сатаны. А поскольку сатане подчинен практически весь мир, не стоит удивляться, что Священное Писание называет его "господином этого мира". Также во время 40-дневного пребывания Иисуса в пустыне "дьявол предложил Ему все царства мира. А действительно ли все мировые правительства тогда подчинялись дьяволу? Да, иначе как бы он мог предложить их Иисусу? Во всяком случае Иисус не отрицает этого, а наверняка Он бы сделал это, если было бы иначе. Сатана — действительно невидимый господин этого мира!" (СЖ, с. 17).

3. Но близится конец дьявольскому правлению. Знамением этого является выполнение обещаний, содержащихся в так называемой эсхатологической речи Иисуса (Евангелие от Матфея, гл. 24; от Марка, гл. 13; от Луки, гл. 21), а также во 2 Послании св. Апостола Павла к Тимофею. Свидетели Иеговы указывают на следующие цитаты: "Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам" (Мф 24, 7), "Умножатся беззакония" (Мф 24, 12), "В последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся" (2 Тим 3, 1-5), "Люди будут вздыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную" (Лк 21, 26), "И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам" (Мф 24, 14).

Все эти обещанные события являются знамением приближающегося конца. И все, подчеркивают свидетели Иеговы, исполняются в наше время. Началом времени конца или, как часто говорят свидетели Иеговы, "судного дня", является 1914 год. Ибо именно тогда начали свершаться все библейские обещания с большой интенсивностью и все одновременно. Правда, в жизни человечества часто случались войны, голод, землетрясения и насилие. Однако в этом случае "Библия не только назвала их, но и указала, что они будут иметь мировые масштабы. Кроме того, мы читаем в ней, что свидетелем всего этого должно быть поколение, жившее в 1914 году" (СЖ, с. 154).

4. События последующих лет подтвердили слова Иисуса, который о начале судного дня сказал: "Надлежит всему тому быть. Но это еще не конец" (Мф 24, 6) и "Все же это начало болезней" (Мф 24, 8). Поэтому нарастание конфликтов, голода, страха, морального разложения является ни чем иным, как только нагнетанием силы "знамения" приближающейся расправы с сатаной. Более того, все эти несчастья — дело сатаны, который в знаменательном 1914 году был свергнут с неба на землю и, сознавая свой конец, действует с удвоенной энергией. Однако решающая битва наступит вслед за поколением, жившим в 1914 году. Основой такого убеждения должны быть слова Иисуса: "Не пройдет род сей, как все сие будет" (Мф 24,34). "Живущие еще представители того поколения уже очень стары. А ведь хотя бы некоторые из них должны еще жить, когда закончится эта нечестивая система. Поэтому мы можем быть уверены, что скоро в Армагеддоне наступит конец всякого зла и всех нечестивых людей" (СЖ, с. 154).

5. Чтобы подчеркнуть истинность своих утверждений по поводу начала "судного дня" в 1914 году, во всех публикациях свидетелей Иеговы содержится большой набор цитат. Это высказывания политиков, историков, экономистов и журналистов, собранные из самых разных изданий, которые должны подтвердить истинность позиции секты. Из цитат следует, что якобы весь научный мир признавал 1914 год началом новой эры в жизни человечества.

Недопустимые интерпретации

Представленные здесь кратко положения свидетелей Иеговы занимают значительное место в их доктрине. В пособии для библейского обучения описание счастливой жизни в раю на земле занимает две главы: Глава 1 — "Жизнь вечная — не несбыточная мечта" и глава 19 — "Райская земля после Армагеддона". Сатане и его деятельности также посвящены две главы: глава 2 — "Враг вечной жизни" и глава 10 — “Сила злых духов”. "Спорный вопрос" рассматривается в главе 11 — "Почему Бог допускает зло?" и в главе 12 — "Ты вовлечен в нерешенный спорный вопрос". Знамения "судного дня" представлены в главе 18 — "Конец света близок!"

Что обо всем этом можно сказать? Здесь следует помнить, что в учении католической Церкви истины о повторном пришествии Христа, Последнем Суде и вечной жизни принадлежат к самым главным во всей доктрине. Поднимая полемику о том, что проповедуют свидетели Иеговы, ни на момент нельзя забыть, что пришествие Христа может наступить в любой момент. Поэтому христианин должен быть человеком бодрствующим: "Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему" (Лк 12, 35-36).

Но это не означает, что мы должны некритически воспринимать то, чему в данный момент учат свидетели Иеговы. Главное возражение касается употребляемых ими терминов. По этой теории события, которые кратко именуются "концом света", не могли наступить до 1914 года. Из этого вытекает, что если бы образ мышления свидетелей Иеговы (особенно их хронологические расчеты) были бы известны, например, уже в первых веках, тогда из веры целых поколений верующих исчезло бы ожидание пришествия Христа. Хронология свидетелей Иеговы исключает такую возможность до 1914 года. Следующие возражения касаются отдельных элементов проповедуемой ими доктрины.

1. Книга Иова говорит исключительно о ситуации с одним человеком. Бог допустил, чтобы сатана испытал только Иова. Ни одно упоминание не дает нам права этот единичный случай распространить на все человечество. Также и текст Книги Бытия не дает нам права никоим образом утверждать, что Бог начал какой-либо спор или соперничество с сатаной. Даже наоборот. Он говорит библейскому змею слова, которые не содержат каких-либо намеков на спор: "И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми, ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее, оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт 3, 14-15). Следовательно, вся формулировка так называемого спорного вопроса — это плод буйной фантазии, а не прочтение библейских слов. 2. Какие следствия вытекают из положения, что Бог позволил сатане властвовать вопреки Себе? Во-первых, миром управляет не Бог, а сатана. Во-вторых, Бог для того, чтобы доказать сатане, что его упреки несправедливы, жертвует всем человечеством, и потому сатана имеет неограниченное влияние прямо на человека. Если принять способ мышления свидетелей Иеговы, то следует, что он может каждого из людей, живущих на протяжении всей истории, безнаказанно лишить имущества, семьи, здоровья и всех иных ценностей только для того, чтобы в конце кондов ничего не доказать и ничего не получить. История человечества, которая в христианском понимании является историей спасения, в трактовке свидетелей Иеговы становится историей бессмысленного спора, бессмысленного соперничества между Богом и сатаной. Более того, из доктрины свидетелей Иеговы следует, что в течение всей жизни человечества Бог по сути дела мало что имеет сказать, если вся существующая система является делом сатаны. Бог практически не делает ничего, кроме подготовки к последней битве с сатаной и его сподвижниками в день Армагеддона.