Kniga Nr1398

Знак спасения

Читатель настоящего исследования может задать себе вопрос: действительно ли вид орудия преступления действительно так важен? Не ломаются ли в этом случае копья по поводу второстепенных вещей? Конечно же, такого рода вопросы обоснованны. Однако ответ будет отрицательным. Если свидетели Иеговы так ожесточенно оспаривают классический вид креста, для них речь идет о вопросе далеко не второстепенном. Ведь крест — это основной символ, определяющий христианскую тождественность. Крест на церковной башне однозначно указывает на характер храма: что это христианский, а не, например, мусульманский храм. Знак креста в начале и в конце молитвы однозначно отличает молящегося человека из разнородной массы верующих в Бога. Прежде всего знак осенения крестом является одновременным выражение веры в Единого Бога в Святой Троице, ведь мы осеняем себя крестом "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа". Поэтому на кресте сосредоточена вся неприязнь к христианству и его главной истине о Святой Троице. Нужно помнить, что Всемирный Совет Церквей принимает в качестве критерия христианства признание истины веры о Святой Троице. По этому критерию свидетели Иеговы не являются христианами, поэтому борьба с крестом — специфика этой секты. Нужно еще определить свою позицию по отношению к упреку, представленному во вступлении. Можно ли почитать орудие казни, которое использовано для умерщвления близкого человека? Здесь нужно категорически заявить, что постановка этого вопроса по отношению к кресту свидетельствует о непонимании сути вещей. Крестная смерть Иисуса Христа не была обычной экзекуцией. Иисус не умер на кресте потому, что так хотели люди. Это была жертва, предусмотренная в Божием плане спасения и обетованная в Ветхом Завете (ср. напр., Ис 53). Знаменательны неоднократные предупреждения Иисуса о Своих страданиях или упоминания евангелистов о том, что "Он восхотел идти в Иерусалим" (Лк 9,51), а "когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус говорил им, что будет с Ним, а они ужасались" (Мк 10,32).

На кресте совершилось искупление человечества, поэтому св. Апостол Павел с почитанием говорит о кресте: "А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира" (Гал 6, 14). "Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (...). Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости, а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор 1, 17-18, 22-24). "Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1 Кор 2, 2). Как же тогда в свете процитированных слов Священного Писания и многих других не смотреть на крест, как на знак нашего спасения, и на знак самого Христа, который есть "сила Божия и Божия премудрость"?

X. ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВИДЕТЕЛЯМ ИЕГОВЫ

В беседах о свидетелях Иеговы часто задают вопросы о том, как относиться к этой организации. Спрашивают, прежде всего, с одной стороны, о позиции Церкви, а с другой о том, как вести себя верующим. Особенно часто появляется в таких беседах слово "диалог". Мы живем в такое время, когда диалог считается самым подходящим способом налаживания отношений между отдельными людьми и обществами. Диалог также представляется самым результативным способом разрешения конфликтов и преодоления разногласий. Более того, Церковь провозглашает готовность к диалогу не только с другими Церквями, но также и с нехристианскими религиями, и даже с атеистами. Потому возникает вопрос: разве Церковь в целом и отдельные верующие не должны занять позицию проведения диалога и со свидетелями Иеговы?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего следует определить, что такое диалог, и когда он вообще возможен. Всемирно известный мыслитель Дж. М. Боенский дает определение: диалог — это разговор, который ведется для того, чтобы что-либо лучше понять или достигнуть компромисса, или чтобы изменить чьи-либо убеждения. Далее он говорит, что нужно соблюсти три условия, чтобы диалог был результативный и целенаправленный: должно быть минимум два партнера для его проведения, обе стороны должны иметь хотя бы в некоторой степени добрую волю, и должна быть возможность достичь того, что желается достичь.

Рассмотрим теперь возможность диалога между Католической Церковью и Организацией свидетелей Иеговы. И здесь нужно решительно сказать, что ныне отсутствуют какие-либо условия для существования диалога. По мнению Организации свидетелей Иеговы, Церковь не только исказила Божие учение, но и прежде всего представляет собой основной элемент сатанинской системы, обреченной на скорое уничтожение, поэтому нельзя относиться к ней как к партнеру в диалоге и искать каких-либо точек соприкосновения для достижения компромисса или сотрудничества. Бесцельны также и попытки изменить существующее до сих пор учение Церкви.

А как представляется возможность диалога с отдельными членами организации? Нужно помнить, что отдельным свидетелям Иеговы внушили идентичные понятия о Церкви. Навещая католические дома, они не приходят для того, чтобы путем диалога найти истину. Они уверены, что только они знают ее. Католики же, по их мнению, не только находятся на ложном пути, но прежде всего находятся в состоянии смертельной опасности. Потому свидетели Иеговы убеждены, что единственное, чем они могут помочь католикам, это вырвать их из этой опасности. Поэтому они любой ценой стремятся к тому, чтобы изменить убеждения своих собеседников.

Они, однако, ни в коем случае не допускают возможности изменения собственных взглядов. По этой причине существует огромное количество различных запретов, которые парализуют нормальный диалог:

1.Свидетель Иеговы должен встречаться и разговаривать только с единоверцами. Ко всем другим он приходит только для того, чтобы привлечь их в организацию. "Свидетели Иеговы, инструктирует "Сторожевая башня", не приходят к людям, чтобы искать у них истину или просвещение" (1984 г., № 21).

2.Свидетель Иеговы обязан раздавать свою литературу. Ему нельзя брать религиозную литературу от своего собеседника: "свидетели Иеговы поступали бы неразумно, принимая литературу, которая имеет цель ввести в заблуждение, и тратили бы драгоценное время на ее чтение" (там же).