Пестов Н.Е.-ХРИСТИАНСКИЙ БРАК-Гл. 1. СУЩНОСТЬ ЦЕЛИ БРАКА-Тайна сия велика... Ефес. 5, 32. -«К мужу твоему влечение
Таинство брака было освящено Самим Господом. Он начал служение свое миру присутствием на браке в Кане Галилейской и там совершил свое первое чудо — претворение воды в вино. Освящено оно и присутствием на этом браке Богоматери и ознаменовано ее первым заступничеством за людей, перед Ее Сыном — Богочеловеком.
Брак был установлен Богом еще до грехопадения человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 18; 22 — 24). Глубину единения в браке раскрывает нам ап. Павел: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь. Потому, что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так, каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа». (Еф. 5.28 — 33).
Апостол сравнивает таинство брака с тайной единения Христа со своей Невестой — Церковью. Это сравнение говорит нам о трудно постижимой глубине единения двух людей в браке и невозможности учесть всю значимость для них этого единения. Но какова же основная цель брака?
Согласно мнению св. Иоанна Златоустого брак учрежден Богом, чтобы постоянно восполнять убыль людей, причиняемую грехом и смертью. Но деторождение, по мнению св. Иоанна, не единственное и даже не самое главное назначение брака. Главная цель брака, по его мнению, искоренение невоздержания и распутства: «Брак дан для деторождения, — пишет св. Иоанн, — а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому ап. Павел, который, говоря: «во избежание блуда каждый имей свою жену и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7.2), не сказал: для деторождения. И затем — «будьте вместе» (ст. 5) — повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для того, «чтобы не искушал вас сатана». И, продолжая речь, не сказал: если желаете иметь детей, а что: «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак».
В этом анализе послания ап. Павла св. Иоанн указывает, что основным назначением брака является удовлетворение потребности к плотскому единению, которая вложена Богом в природу человека.
Указанное мнение св. Иоанна Златоустого требует существенных дополнений и разъяснений.
Брак — таинство и, как уже указывалось, трудно постижим во всей своей глубине и значимости. Св. Иоанн Златоуст писал свое пояснение в то время, когда видел вокруг себя развращение и попрание основных устоев христианской семьи. Поэтому он и рисует здесь брак как Богом узаконенное средство поддержания общей нравственности. Он не возлагает при этом на супругов каких-либо ограничений и не касается более высоких стремлений в браке, которые, можно предполагать, казались ему трудно достижимыми для окружающей его среды христиан. Однако еще у первых христианских учителей Церкви (св. Климент Александрийский, блаж. Августин, Афиногор и др.) имеются мнения о более возвышенной цели брака, какой они считают деторождение. Поэтому плотское соединение супругов они считают возможным лишь для деторождения, считая предосудительным его во время беременности и кормления или после потерн способности женщины к деторождению.
Здесь они подтверждают свое мнение ссылкой на установленные Богом законы для всего животного мира, в котором понятие, аналогичное браку, идентично с деторождением и соединение полов прекращается после зачатия. Нарушение этого закона ставит, таким образом, человека на низшую ступень по сравнению с животными. Однако не только указанное выше, т.е. плотское удовлетворение и деторождение, является целью брака у человека, созданного по «образу и подобию самого Бога» (Быт. 1. 26), у брака может вскрыта и третья цель.
В.С. Соловьев различает три стороны взаимоотношений в браке:
1) физическое влечение, обусловленное природою организма;
2) процесс зачатия и деторождения, который определяет целесообразность влечения.
Эти две стороны являются общими у человека со всем животным миром. Но следующей — третьей стороны взаимоотношения полов уже нет у животных. Это — взаимная идеализация влюбленных, создающая экзальтацию душевного чувства — пафос любви.
По словам В. С. Соловьева, мужчина видит в избранной женщине «свое природное дополнение, свое материальное другое — видит здесь не так, как она является внешнему наблюдению и как ее видят другие, посторонние, а прозревает в ее истинную сущность или идею, и то, чем она первоначально назначена быть, чем ее от века видел Бог и чем она окончательно должна стать. Тут и за материальной природой в ее высшем индивидуальном выражении — женщине — признается на деле безусловное значение, и она утверждается как нравственное лицо, как самоцель или как существо, способное к одухотворению и «обожению». Из такого признания вытекает нравственная обязанность действовать в смысле реализации в этой действительной женщине и ее жизни того, чем она должна быть.
Этому соответствует особый характер высшего любовного чувства и у женщины, видящей в своем избраннике действительного спасителя, который должен открыть ей и осуществить смысл ее жизни».