Bishop Vasily (Rodzianko)

Да, может быть, но космоса в его первотворении?! До греховного распада?!

Не ответ ли это на вопрос: "Почему вообще жизнь"?

Наш религиозно-философский вывод из этих открытий, естественно, таков: Сила, которую Стивен Хокинг предположительно называет "Бог", направила разорвавшуюся вселенную в разумном направлении - к человеку, изгнанному Им из Рая в результате греха, с целью его, человека, спасения. Многомиллионные века наступившего времени, световые года образовавшегося пространства, их сочетание со скоростью развития материи, солнечных систем и звезд в соотношении с энергией - по формуле Эйнштейна - все это лишь мгновение с точки зрения райской вечности и "ничто" с точки зрения Вечности Божией. Но для мира и человечества это - реальность их нового бытия.

Божественный Промысел ведет в Рай подлинно всех, но не лишает ни одного свободы выбора; никакого принуждения здесь нет, иначе и быть не может (в этом психологическая ошибка и ересь Оригена, осужденная 5-м Вселенским Собором). Некоторые святые высказывали богословское мнение о том, что все спасутся (напр. свт. Григорий Нисский), но никогда никто не осудил это как ересь, потому что это было лишь мнение, а не утверждение, то есть относилось к апофатическому богословию, а не к катафатическому. В данном случае, действительно, может оказаться, что все раскаются (может быть, в самый последний момент перед смертью на земле, или в первый момент в ином мире; всем будет предоставлена эта возможность в свободе каждого и в любви, милости и промышлении Божием, как именно это будет - известно только Самому Богу и "не нам Ему указывать").

И Хокинг часто возвращается к слову Бог в отношении Творения мира в "биг бэнге", хотя некоторые ученые (как, например, Карл Саган в своем предисловии к его книге), делают заключение, что автор после ряда вопросов и ответов кончает отрицанием Божия участия в творении. Но это спорно: автор, например, задает вопрос : "Почему так?" На вопрос "Как?", говорит Хокинг, отвечаем мы, ученые, но на вопрос "почему?" отвечать должны философы, и этого ответа пока нет. И Хокинг постоянно возвращается к своей идее будущего: изучить всю вселенную настолько, чтобы создать новую, единую "Теорию Всего", которая бы ответила на все неразрешенные еще космические вопросы. Его биограф Китти Фергюсон так и назвала его биографию, которую она написала: "Поиски Теории Всего".

Сам Хокинг заканчивает свою книгу "Краткая история времени" такими словами: "Если мы раскроем полную теорию, то со временем в этом широком раскрытии все будет понятно всякому, а не только группке ученых. Тогда мы все, и философы, и ученые, и самые простые люди, окажемся в состоянии принять участие в обсуждении вопроса, почему мы и вселенная существуем. И если мы найдем ответ на этот вопрос, это окажется окончательным триумфом человеческого разума - потому что тогда мы узнаем мысль Божию" [13].

Так неужели Бог сотворил мир ударом и заставил его лететь в бездну? - Нет, не Бог творил такой мир. А кто же?

Творение мира

Итак, если не Бог, то кто же тогда сотворил такой, как только что описанный, мир, в котором мы живем?

Ответ на этот вопрос - чисто религиозный, христианский. И начнем мы с цитаты, со слов Самого Христа: Грядет бо сего мира князь и во Мне не имать ничесоже (Ин.14:30).

Это славянское евангельское изречение непривычно русскому уху, не привыкшему к церковнославянскому языку. Трудно передать в переводе глубину его значения: и во Мне не имать ничесоже; по-русски - куда слабее: "ничего во мне не имеет". Если мы сопоставим это с другим церковнославянским изречением из Символа веры, то нам станет яснее: Им же вся быша - "Им все стало быть". Другими словами: "Все, что существует, стало существовать благодаря Ему".

По древнему преданию Церкви, с первого века, с апостола Павла, его современника Ерма, тогдашнего епископа города Рима Климента (или автора его послания) и до IV века, когда был составлен Символ, христиане верили, что мир сотворен Отцом в Сыне и через Сына, силою Духа Святаго. Каковая вера нам и завещана.

"Князь мира" - по тому же церковному преданию - это Сатана. Другими словами, "Князь мира", властитель мира сего, Сатана не имеет ничего в том, что коренится "во Мне", "сотворено Мною" - Им, Богом Христом. Отсюда: "мир" князя мира сего - Сатаны - не Мой, не Мною он так сотворен. "Ныне - суд миру сему, ныне князь мира сего, - говорит Христос ученикам перед страданиями, - изгнан будет вон". (Ин.12:31). Комментатор русского Евангелия толкует это так: "Держава Сатаны будет сокрушена добровольной жертвой Агнца Божия - Христа". И далее (продолжает Христос): "князь мира сего осужден" (Ин.16:11). Прямо сказано: "князь мира сего", этого, а не того. Не того, который сотворен "Мною", Христом; сей мир - не Божий, не "Мой", - говорит Христос.

Предание Церкви о том, что в совершенстве сотворенный Богом мир, "тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее", то есть Сатаны, в таком виде впервые вкратце изложил ап. Павел в I в. (Рим.8:20). К III в. это предание облеклось в определенные богословские формы и было подробно изложено александрийским учителем Оригеном, увлекшимся, однако, в своем изложении собственными идеями. До VI в. идеи Оригена обсуждались христианскими богословами и были, наконец, осуждены как ересь на 5 Вселенском Соборе, но само предание осталось - свт. Василий Великий в главной молитве своей литургии говорит: Создав бо человека... положил еси в раи сладости, бессмертие жизни... обещав ему, но... прелестию змиевою привлекшася, умерщвленна же своими прегрешеньми, изгнал еси его праведным Твоим судом, Боже, от рая в мир сей...