Bishop Vasily (Rodzianko)

В свете теории "биг бэнга" можно утверждать, что "человечество в целом" - по ту сторону, а "осколки" - по эту сторону страшного взрыва. "Первозданная Церковь" действительно сотворена "до солнца и луны", а "мир сотворен для нее", что также согласуется с космологией Самого Христа - вестью о "кончине века": "В те дни [...] солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются..." (Мк.13:24-27, ср.: Мф.24:29); конец мира есть одновременно "кончина века", то есть соотношение времени, пространства, движения и энергии, на котором держится равновесие вселенной и "мир сей", изменится, все поколеблется и вернется назад: на ту сторону "биг бэнга", в "потустороннее", где и пребывало до катастрофы грехопадения. Вспомним, что "биг бэнг" - всего лишь научная рабочая гипотеза для объяснения состояния "мира сего", разлетающегося во все стороны, а сам-то мир сей парадоксально сводится к "ничто", и таким образом, "из ничего" Бог сотворил мир, и "из ничего" этот мир, как уже "мир сей", летит в бездну. С научной точки зрения, за пределами этого "ничто", за пределами "взрыва" - никаких опытным путем полученных данных нет, полная неизвестность, та запредельность, где никогда не удастся побывать никакому научному прибору, куда не войдет ни один ученый мира, о которой никто ничего не узнает. Тут и вступает Божественное Откровение, Библия; с разных сторон "ничто" встречаются Откровение и человеческая наука "мира сего". И тут нет конфликта, спора, невозможного по самой сути вещей: спорить не о чем; наука ничего не знает, вера же обращена в запредельное.

Вернемся к Библии: "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно". Напомним уже нами сказанное. Вожделение, то есть эгоистическое, обособленно-личное желание утолить неожиданно явившуюся страстную любовь к себе и к своему наслаждению, "потому что дает знание", как объясняет Библия, нарушило в этот момент самое существо жизни. Митрополит Антоний (Храповицкий) предлагает следующий подход к библейскому событию с позиций современной психологии: "Мы чувствуем себя наделенными известною и физическою и психическою природою, отчасти известным психическим содержанием, видоизменение которого представляется нашей свободе лишь на известной почве и притом с значительными ограничениями (например, легко ли матери не любить своих детей?). Вот эта-то психическая природа наша, эта досознательная общечеловеческая воля, нам неизбежно присущая, и есть человеческое естество...".

Сознавая в себе самостоятельную личность, свободу воли, свободу действия, каждый человек отлично понимает, что эта самостоятельность, эта свобода заключается лишь в направлении сил и свойств его человеческой природы.

...Если бы люди не пали, если бы не исполнились духа противления и разделения, если бы не ослабили единства естества своего, то и в их сердцах с такой же силой, с которой ныне проявляются страсти, обнаружилась бы жизнь общего, или богозданного естества человеческого, которое было "добро зело", как сказал о творении Бог, и которое Бог соделал "образом вечного бытия Своего", как сказано в книге Премудрости Соломона (Прем.2:23). Но такую блаженную жизнь человеческого естества наш праотец прервал себялюбивым непослушанием, а его потомки новыми грехами все более и более губили ее, так что и самосознание человеческое почти вовсе ее утеряло, дойдя до такой степени обособленности, что источником человеческого мышления сделалась противоположность между "я" и "не-я"... Так создались условия, формирующие "психологию осколка" взамен психологии "части целого", когда "целое выражает частное, а частное выражает общее, целое", как сказано у Плотина.

И произошло то, что не могло не произойти в сложившихся обстоятельствах, то, что современные космологи гипотетически полагают "великим взрывом"... Вместо вселенской гармонии - летящие во все стороны "осколки": люди на бренной земле, звезды - во всю необъятную ширь земного неба. И не будь Промысла Божия, обратного процесса восстановления гармонии Личной Жертвой Сына Божия, Премудрости и Слова Его, сгореть бы всему в огненном аду, символом которого является разбушевавшаяся энергия "мира сего".

Откуда древо познания добра и зла?

При поверхностном чтении второй главы книги Бытия может создаться впечатление, что Сам Бог является "автором" дерева познания добра и зла и что, следовательно, Он Сам "виноват" в наступившей трагедии. И были люди, которые так говорили, говорят и пишут сейчас. Иные осторожно ставят вопрос: "Если Бог всемогущ, то разве не мог Он не допустить, чтобы такого рода "растение" находилось в Раю? Разве этим одним Рай не перестает быть "раем"? Разве Библия не отчетливо свидетельствует: "и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла..."?

Что ж, аргумент серьезный, и христианская апологетика не должна отмахиваться от такого возражения.

Наш ответ прежде всего терминологический: "произрастил из земли" - не то же, что "сотворил", так как и "насадил" - не то же, что "создал". Здесь - не прямое действие воли, но промыслительное "согласие" на "произрастание", то есть иной род побуждения, что выясняется из контекста. Главное отличие промысла Божия от действия воли Божией в том и заключается, что, даруя своему творению свободу, Бог не нарушает ее, даже когда оно выбирает зло. Этот выбор - Евы, Адама, нас всех, а раньше Первоангела - Люцифера (в результате - дьявола) и есть первоисточник зла, но, учитывая это зло, Бог обращает его Своим промыслом в добро. Главный и основной пример этого - Крест Христов, - величайшее мировое зло, ставшее спасением мира.

Обратим внимание на то, что земля, из которой произрастает дерево, связана сторонней властью, иным влиянием: "проклята земля за тебя", - говорит Бог согрешившему Адаму. Кем проклята? Богом? "Бог не искушается злом и Сам не искушает никого", - пишет св. ап. Иаков, Брат Господень, в соборном послании верующим в Иерусалиме (Иак.1:13), и продолжает: язык "неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда [...] Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть." (Иак.3:8-10). Бог Сам не проклинает, но лишь констатирует факт: "проклята", а не: "проклинаю". И всюду в Св. Писании, если говорится о проклятии, то - в третьем лице.

Кто же проклял землю? Косвенно - Адам, потому что Бог указывает ему: "проклята земля за тебя". Но в чем оно, проклятие: "со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься..." (Быт.3:17-19). Что из всего этого принадлежит Богу? Только одно - не проклятие, а единственное во всем этом благословение: "и будешь питаться полевою травою" - Хлеб! Хлебом Бог спасает человека среди ужаса. Хлебом, который превращается по милосердному Промыслу Божию в Хлеб Небесный, пищу всему миру, единственное во всем - "не от мира сего", а из Царства Божия. Остальное все - дело князя мира сего.

Попытка проклясть землю была у дьявола с самого начала, и этой попыткой проклятия было именно древо познания добра и зла. Паразит на Божием творении, дьявол только и мог сделать такую попытку, и если бы человек выдержал и не согрешил, если бы Ева поступила как Дочь ее отдаленная, Дева Мария, и сказала бы: "се, раба Господня", - тогда "древо познания добра и зла" растаяло б, как туман в лучах солнца. Дерево было не райской природы. Оно принадлежало к "терниям и волчцам", о которых сказал Господь Адаму. Это был первый сорняк на земле, которому из-за непослушания Евы, а потом Адама предстояло стать родоначальником всех сорняков мира сего. Сразу все перевернулось: Ева избрала вместо чистой любви вожделение и дала этот плод Адаму. Не надо думать, как иные говорят, будто первым грехом было плотское совокупление. Брак в Раю был чистым и святым и нес на себе Божие благословение. Грех коренился в самой сердцевине человеческого духа, избравшего дьявольскую систему мира, состоящую во взаимном поедании друг друга, "чтобы жить самому". Сопровождавший такой выбор шок был столь крушительным, что во мгновение ока перестроилась Вселенная. Оказавшись во власти дьявольского небытия, паразитирующего на Божием творении жуткого "ничто", она из "ничто" стала разлетаться во все стороны, следуя принципу взаимного отталкивания, - полетела в дьявольскую бездну.

Божие милосердие безгранично, и Господь Бог положил предел владычеству князя мира сего. Обратный процесс противостоит только что названному: развитие мятущейся вселенной на путях, ведущих к победе Царства Божия - через Собственную Божию жертву любви. Таким образом, развитие в целом неминуемо стало двойственным - в равновесии между захватившим власть Злом и несдавшимся Добром.

Роль человека в спасении мира