Bishop Vasily (Rodzianko)

Тайна, открытая ап. Павлу, об "избрании" нас "в небесах" Богом, потому и "неизреченная", потому и таинственная, что она "не от мира сего". О ней тогда "рассказывать" даже св. Апостолу было невозможно... Автор первой известной нам христианской проповеди, очевидно, потому и прибег к "солнцу и луне", что хотел дать понять братьям-христианам второго века, что речь идет именно об этой "неотмирности". В эпоху римских гонений и ожидания Второго Пришествия и благословенной "парусии" в последних словах Библии: "ей, гряди, Господи Иисусе!" - слишком хорошо было ясно, что все это значит и что "солнце и луна" - обречены! Именно потому и обречены, что и впрямь не те!

Как могла Церковь, Невеста Христова, Тело Его Воскресшее, быть сотворена в этой обреченности?

Наши духовные предки второго века были куда тоньше нас и "читать между строк" умели прекрасно!

Но посмотрим, что сказал через сто лет, на том же Западе, в теперешней Франции, а тогда римской провинции Галлии, Святитель Лионский. Епископом города Лиона тогда был знаменитый и великий богослов Церкви Христовой Святой Ириней. Он (кажется, первый на таком посту, в ту пору) делает официальное заявление о христианском Священном Писании: "следующие книги входят в наш канон: Четыре Евангелия - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, - послания ап. Павла (все послания, как и сегодня, за исключением посл. к Евреям.), Деяния Апостолов, 1-ое посл. ап. Петра, 1-ое ап. Иоанна, его Откровение (Апокалипсис) и Пастырь Ерма".

Вот и весь тогдашний канон новозаветных священных книг. Потребуется еще 150 лет, прежде чем этот канон восполнится до его теперешнего состояния и станет незыблемым (362 г.) Тем интереснее видеть в нем "Пастыря" Ерма, который уже сто лет был там, и будет столько же, если не больше (судя по молчаливому свидетельству Синайской рукописи), свидетельствуя о первотворении Церкви, "для которой сотворен мир".

Святитель Ириней находился как в постоянном контакте с Римом, так и в самой гуще гонений на христиан. Он был уроженец Малой Азии - ни место, ни год рождения его не известны, но точно известно, что связь с Востоком Ириней в Галлии не утерял. Кто-кто, а Лионский епископ достаточно авторитетен, чтобы безбоязненно установить общепринятый Церковью кодекс священных книг.

Все было "совсем недавно", все еще была "живая связь" с апостолами через Поликарпа Смирнского, который лично рассказывал самому Иринею о своих встречах с Иоанном Богословом! Ириней, вероятно, лично знал все о брате папы Пия Ерме, авторе книги "Пастырь" с такими удивительными откровениями из иного мира. Эту книгу Ириней включает, вслед за предшественниками (может быть и Поликарпом, и Иоанном Богословом?), в канон священных книг и вспоминает при этом, что Ерм - "брат Римского Епископа". Он знает и говорит о видениях Ерма и верит этому откровению, а Ерм свидетельствует о Церкви, что она "сотворена прежде всего", что "для нее сотворен мир"! Для Иринея все это - Божественное откровение!

Свт. Ириней Лионский пишет: "Церковь пребывает как Рай в этом мире, а различные книги Ветхого и Нового Завета подобны деревьям в этом райском саду... Церковь, хотя и рассеяна по всей вселенной даже до конца земли, но прияла от апостолов и учеников их веру... в страдание и Воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы возглавить все... Церковь тщательно хранит (предания апостолов), как бы обитая в одном доме; согласно исповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в "середине мира" (Средиземноморье). Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь Истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих придти в познание Истины" [82].

"Ириней Лионский противополагает Иисуса Христа - Нового Адама - Адаму ветхому, употребляя терминологию св. ап. Павла. Новый Адам - Христос не заново творит мир, - пишет издатель-комментатор св. Иринея прот. П. Преображенский, - но воссоздает творение в первозданной чистоте и гармонии, нарушенной грехом... возглавляет и завершает процесс развития человечества и мира. Эта концепция, стоящая в центре богословских построений Иринея, получила на Западе название "теории рекапитуляции" (recapitulatio - оглавление, воспроизведение основных моментов; по-гречески ?????????????? - возглавление)".

Эта концепция тесно связана с верой в творение до грехопадения во Адаме всего Человечества Первозданной Церкви [83].

Прошло почти две тысячи лет. Популярность Ерма среди православных христиан не угасает: нижегородский журнал нашего времени публикует:

"Ангел-хранитель апостолу Ерме.

Учительницею, единственной учительницей да будет тебе церковь Бога Живаго - столп и утверждение истины. В ней свет непреложноистинного ведения. Вне ее мрак и тьма. Там князь мира поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разумы внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви ради того, что они светские.

Вот тебе проба: что разногласит с учением Церкви, то есть голос отца лжи! Внимай и блюди себя чистым от сего падения. Вот и еще признак! Слово истины водворяет глубокий мир, слово же лживых воздымает мечты и сомнения и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника, в неопределенной мрачной пустыне." [84]