Апологеты-Защитники христианства-Лекции профессора-Казанской Духовной Академии-И. П. Реверсова-с оригинальными текстами-апологетов

Апологеты

Защитники христианства

Лекции профессора

Казанской Духовной Академии

И. П. Реверсова

с оригинальными текстами

апологетов древней Церкви

Содержание

Условия возникновения апологетики 2

Задачи и методы древней апологетики 13

Значение древней апологетики 15

Св. Иустин Философ 17

Апология I 19

Апология II 25

Разговор с Трифоном Иудеем 27

Татиан 37

Речь против эллинов 38

Афинагор 43

Афинагора Афинянина философа христианского прошение о христианах 44

Афинагора Афинянина философа христианского о воскресении мертвых 50

Свт. Мелитон, еп. Сардийский 54

Отрывок 1-й 55

Отрывок 2-й 56

Речь Мелитона Философа, которую он держал перед императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины 56

Свт. Феофил Антиохийский 59

Книга первая 59

Книга вторая 61

Книга третья 64

Ермий 66

Ермия Философа осмеяние языческих философов 67

Тертуллиан 67

Апологетик 70

К народам 82

К Скапуле 82

О свидетельстве души 83

Против иудеев 84

Марк Минуций Феликс 85

Октавий 86

Условия возникновения апологетики

Древнейшая христианская апологетика, т.е. литературная защита христианства, была вызвана теми неблагоприятными условиями, в каких находилась Христова Церковь в первые три века своего существования.

Это было тяжелое для Церкви время, когда иудейство, а за ним и греко-римское язычество напрягали все усилия, чтобы унизить, ослабить и, по возможности, уничтожить христианство, не стесняясь для достижения этой цели никакими средствами, даже самыми жестокими и несправедливыми. Было много причин, которые создали такое враждебное и беспримерное в истории религий отношение к христианству, но главнейшею из них был тот особенный характер христианства, в силу которого оно объявляло себя религией единственно истинной и спасительной, религией универсальной (вселенской), имеющей заменить все другие религии. Естественно, что такое притязание на мировое значение должно было вызвать самую ожесточенную вражду к нему со стороны народов, которые дорожили существованием своих религий и верили в их непреложность и вечность, а так как на их стороне была материальная сила, то христиане, бывшие в этом отношении неизмеримо слабее своих противников, подвергались жестоким преследованиям, запечатлевая тяжкими мучениями и потоками крови исповедание Христовой веры, так ненавистной всем врагам христианства.