Kniga Nr1420

и что:

"Творение совершалось как бы спешно, приводимое в бытие Божественным могуществом, вдруг совокупно изрекаемым повелением" (гл. 3).

Далее, свят. Григорий особо утверждает, что единственное соображение в пользу связи природы человека с низшим творением состоит в том, что она причастна его чувствующей природе; в самом деле, она выходит из той же земли, из которой возникла низшая тварь. Совершенно произвольным добавлением к мысли Святого было бы настаивать на том, что это означает "происхождение" человека от бессловесной твари; в этом случае, пожалуй, необходимо заключить к происхождению человека (и бессловесных) от растений, коль скоро в нем есть что-то и от их естества. Но теория эволюции не учит тому, что животные "развились" из растений, но что два эти царства суть раздельные и параллельные ветви от общего примитивного прародителя.

"Из ступенек путь восхождения" свят. Григория, таким образом, изображает вовсе не временное происхождение человека от растений и животных, но только лишь его сходство с низшей тварью по причастию питательного и чувствующего естества, которое имеет вся земнородная тварь в данной от Бога степени. Он описывает не историю человека, но его природу.

Ниже мы увидим более определенно, что на самом деле думал свят. Григорий о "смешении природ", которое подразумевается в теории эволюции.

Глава III. Шесть дней (день за днем)

Теперь обратимся к тексту Бытия и увидим вкратце, что Бог привел в бытие в течение шести дней творения.

I. День первый (Быт. 1, 1-5)

1, 1. "В начале..."

Эта книга о самых первых вещах в мире. Однако здесь может так же быть мистическое значение слов, как учит свят. Амвросий:

"Начало в таинственном смысле выражается высказыванием: "Аз есмь Альфа и Омега, начаток и конец"" (Ап. 1, 8)...

Воистину, Тот, Кто есть начало всех вещей по действию Своего Божества, есть также и конец... Посему, в сем начале, сиречь во Христе, Бог сотворил небо и землю, ибо "вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 3)" (Six Days, 1:15).

Последующие акты творения начинаются: "И рече Бог". Свят. Василий спрашивает о значении этого и дает нам ответ:

"Спрашиваем: как говорит Бог? Так же ли, как и мы... чрез сотрясание воздуха, нужное к членораздельному движению голоса делает Он ясною тайную Свою мысль? И не походит ли на басню утверждать, что Богу нужно столько околичностей для обнаружения Своей мысли? Или благочестивее будет сказать, что Божие хотение и первое устремление мысленного движения есть уже Божие Слово (т.е. Христос)? Писание же изображает Бога многословно, дабы показать, что Он не только восхотел бытия твари, но и привел ее в бытие чрез некоего Содейственника. Как сказало оно в начале, так могло бы выразиться и обо всем, сказав: "В начале сотвори Бог небо и землю", потом могло бы сказать: "сотвори свет", а потом: "сотвори твердь". Но теперь, представляя Бога повелевающим и разглагольствующим самым умолчанием, указывает на Того, кому Бог повелевает и с Кем разглагольствует... Для того, чтобы возбудить ум наш к исследованиям о Лице, к Которому изречены слова, премудро и искусно употреблен этот образ разглагольствования". (Шестоднев, III, 2, стр. 24 - 25).

Итак, мы видим, что Христос есть Творец, как это также утверждается св. Иоанном Евангелистом: "В начале бе Слово (...) вся Тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть" (Ин. 1, 1 - 3). Св. апостол Павел учит о "Бозе, создавшем всяческая Иисус Христом" (Еф. 3, 9); "яко Тем (Христом) создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася" (Кол. 1, 16).

Так, в традиционной православной иконографии творения мы видим не микеланжелевского старичка (Отца) творящим Адама (как на фреске в Сикстинской Капелле), но Христа. Конечно, творит на самом деле вся Троица в целом: Отец повелевает, Сын творит и сейчас мы увидим участие Духа в этом деле, поскольку Он "движется" или "ношашеся" над водами. Об этом преп. Ефрем Сирин пишет:

"Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческою силою Он равен Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что все приведено в бытие и совершено Троицею" (Толкование на Бытие, гл. I, стр. 214).