Kniga Nr1420

Свят. Амвросий специально опровергает мнение, что "тма" здесь означает аллегорические силы зла (Six Days, 1:8).

1, 2 "И Дух Божий ношашеся верху воды"

Здесь мы видим активность Третьего Лица Святой Троицы в деле творения. Свят. Амвросий пишет:

"Оставалось еще прийти полноте действия в Духе, как написано: "Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их" (Пс. 32, 6)... Дух надлежащим образом носился над землей, определяя произрастать плодам, ибо содействием Духа она удерживала семена нового рождения, которые должны были прорасти по слову Пророка: "Послеши духа Твоего - и созиждутся, и обновиши лице земли" (Пс. 103, 30). (Six Days, 1:8, р. 32 - 33).

Преп. Ефрем дает нам простой образ действования Духа в первый день:

"Согревал, оплодотворял и соделывал родотворными воды, подобно птице, когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах, и во время сего распростертия своею теплотою согревает их и производит в них оплодотворение. Сей-то Дух Святый представлял нам тогда образ святого крещения, в котором ношением Своим над водами порождает Он чад Божиих" (гл. I, стр. 214).

Дух Святый также участвовал и в остальных днях творения, ибо Иов говорит о Нем: "Дух Божий сотворивый мя" (Иов 33, 4).

1, 3 "И рече Бог: да будни свет. И бысть свет"

Свят. Амвросий пишет:

"Бог есть Творец света, а место и причина тьмы есть мир. Но добрый Творец произнес слово "свет" так, что Он мог открыть мир влитием туда светлости и так сделать его вид красивым. Внезапно, затем воздух становится светлым, и тьма исчезает в страхе от блистания ранее неведомой светлости. Блистание света, который внезапно проник во всю вселенную, преодолел тьму и, так сказать, погрузил ее в бездну" (Six Days, 1:9, р. 39).

Преп. Ефрем, согласно с другими Отцами, ясно говорит нам, что этот свет не имел ничего общего с солнцем, которое было создано лишь на четвертый день:

"Свет, явившийся на земле, подобен был или светлому облаку, или восходящему солнцу, или столпу, освещавшему народ еврейский в пустыне. Во всяком случае несомненно только то, что свет не мог бы рассеять обнимавшую все тьму, если бы не распространил всюду или сущность свою, или лучи, подобно восходящему солнцу. Первоначальный свет разлит был всюду, а не заключен в одном известном месте; повсюду рассеивал он тьму, не имея движения; все движение его состояло в появлении и исчезновении; по внезапном исчезновении его наступало владычество ночи, и с появлением оканчивалось ее владычество. Так свет производил и три последующие дня... Он содействовал зачатию и порождению всего, что земля должна была произвести в третий день; солнцу же, утвержденному на тверди, надлежало привести в зрелость то, что произошло уже при содействии первоначального света" (Толкование на Бытие, Гл. I, стр. 215).