Kniga Nr1423
Глава третья Учение Церкви
48. Состояние духовного просвещения Русской Церкви до монголов и при монголах; раскол стригольников и ересь жидовствующих. Заслуги преподобного Иосифа для Церкви
49. Братское училище в Чудовом монастыре; типографское училище; умножение школ, семинарий и академий; плоды духовного просвещения
50. Борьба с реформацией. Квакеры-духоборцы. Молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием в XVIII веке
51. Знаменитейшие учители Церкви святитель Димитрий Ростовский, святитель Тихон Воронежский и Платон, митрополит Московский
Глава четвертая Богослужение и христианская жизнь
52. Чин Богослужения и Богослужебные книги; потребность исправления их; Соборы с сей целью при Иоанне Грозном; труды Никона в исправлении Богослужебных книг и обрядов
53. История раскола
История секты беспоповщинской
История секты поповщинской
Меры правительства и Церкви против раскола
54. Христианская жизнь
55. Иноческая жизнь
Глава пятая Состояние Православной Церкви в Западной Руси
56. Покушение Западной Церкви подчинить себе Церковь Российскую. Введение унии. Страдания православных при Сигизмунде III
57. Подвиги митрополита Петра Могилы на пользу Православия. Бедствия Малороссии и Белоруссии. Конец унии
Взгляд на состояние учения Западной Церкви после отпадения ее от Восточной
58. Учение папистов
59. Учение протестантов, реформаторов, социниан и квакеров
Хронологическая таблица к истории Христианской Церкви
Введение в историю Христианской Православной Церкви
1. Церковь и ее назначение
Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет:
1. сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение;
2. сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия;
3. сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному.
2. Предмет церковной истории
История Христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу Церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история всегда должна иметь в виду:
1. как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученное ей от Иисуса Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад;
2. как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия;
3. как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству.
3. Разделение церковной истории