Kniga Nr1423

Невежество времени и укрепившиеся суеверия открыли вход в Русскую Церковь различным сектам, ересям и расколам. Из них наиболее были сильны раскол стригольников и ересь жидовствующих.

Раскол стригольников 1371 года появился во Пскове, а потом перешел и в Новгород. Основателями его были какой-то изувер Карп, стригольник (т.е. занимавшийся стрижением волос), и диакон Никита. Они утверждали, что рукоположение иереев, поставляемых по тогдашнему обыкновению с некоторой платой, не должно быть считаемо действительным, и потому истинные христиане должны их удаляться. Архиепископ Новгородский отлучил Карпа и Никиту от Церкви, а раздраженный народ утопил их в Волхове. Несмотря на то, секта еще более усилилась. Великий князь Дмитрий Донской спешил известить о том Цареградского Патриарха. Патриарх советовал не употреблять насилия и искоренить зло одним убеждением и со своей стороны отправил раскольникам увещательную грамоту. В самом деле, пастырские увещания Патриарха и посланного великим князем в Новгород Суздальского архиепископа Дионисия без труда успокоили совесть простодушных и примирили их с Церковью. Ересь прекратилась в самом начале.

Опаснее была ересь жидовствующих, начало которой положил в Новгороде жид Схария, приехавший сюда с киевским князем Михаилом. Схария был человек вообще свободного направления в вере и жизни. Его вольномыслие дало толчок вольномыслию, таившемуся в Новгороде со времен ереси стригольников. Зараженные таким образом мыслей, многие из лучших тогда светских и духовных лиц в Новгороде сблизились с Схарией и общими силами образовали ересь, которая, хотя и была названа жидовствующей, но заключалась не в одном жидовстве, а также и в различных материалистических мнениях, выросших на русской почве. Жидовствующие отвергали Таинство Святой Троицы, Божество Иисуса Христа, самую возможность Воплощения Сына Божия и действительность Его Воскресения и Вознесения; отвергали также второе Его пришествие, бессмертие души, воскресение мертвых, посты в среду и пяток, иконопочитание и святость иноческих обетов. Некоторые из жидовствующих, впрочем немногие, учили, что Христос не был Мессией, а простым человеком, что истинный Мессия еще не приходил, а потому надобно держаться закона Моисеева. Еретики вначале проповедывали свое учение втайне и успели распространить его в Москве и даже при дворе. Первый открыл эту ересь архиепископ Новгородский Геннадий. По его настоянию, 1490 года созван был Собор, и еретики были преданы проклятию. Великий князь одних направил в Новгород к Геннадию, а других сослал в заточение. Геннадий предал еретиков публичному позору. Впрочем, многие из еретиков избежали соборного суда и оставались втайне, по-прежнему, при своих мнениях. Покровительствуемые сильным в то время дьяком Курицыным, они умножились и дошли до такой дерзости, что торжественно ругались над Святой верой. Тогда снова и с силой восстали против них словом и делом Геннадий и благочестивый игумен Волоколамский Иосиф. Голос их достиг, наконец, великого князя, и в 1503 году он определил обвиненных в ереси – одних сжечь, других лишить языка и сослать в заточение, большую же часть разослать по монастырям. Ересь прекратилась.

Борьба с жидовствующими вызвала к ученой и литературной деятельности двух замечательных людей того времени: архиепископа Новгородского Геннадия и основателя Волоколамского монастыря преподобного Иосифа.

Геннадий, открыв борьбу с жидовствующими, не мог найти в помощь себе между своим духовенством ни одного образованного человека, кроме Иосифа, игумена Волоколамского. Это вызвало его поднять вопрос о необходимости открытия школ для народа. Затем в спорах с еретиками ему понадобился верный список Библии, но оказалось, что в России тогда не существовало полного списка Священных Книг. В Софийской библиотеке, которая считалась одной из самых древних и богатых, не было таких книг как Книги Бытия, Царств, Пророков, Притчей, Иисуса, сына Сирахова. Геннадий должен был разыскивать их по разным монастырям, некоторых даже не нашел и во всей России, почему должен был переводить их с Вульгаты. Таким образом, Геннадию принадлежит честь собрания первой полной Библии в России. Сверх того, ему же также обязаны раскрытием сущности ереси жидовствующих.

В борьбе с жидовствующими Геннадию словом и делом помогал игумен Волоколамский преподобный Иосиф. В опровержение этой ереси он написал замечательное по глубокому знанию Священного Писания и Отцов Церкви сочинение под заглавием Просветитель. Так как в этом сочинении Иосиф отвечал на нападки жидовствующих на христианские догматы, а жидовствующие нападали на все важнейшие из них, то Просветитель и получил вид полного систематического Богословия. Наибольшее сочувствие в тогдашнем обществе встречали нападки жидовствующих на монашество как на образ жизни, противный природе; посему Иосиф особенно занялся этим вопросом и во многих сочинениях старался доказать согласие монашества с христианским учением. С вопросом о монашестве тогда соединился вопрос о монастырских вотчинах. Нил Сорский со своими последователями – белозерскими старцами, исходя из взгляда на монашество как на жизнь, требующую полного отречения от мира и всяких житейских занятий, даже церковных должностей, был против владения монастырей вотчинами. Такое мнение он и подал на Соборе 1503 года. Иосиф расходился во взглядах с преподобным Нилом Сорским: он смотрел на монастыри как на рассадники церковных властей, хотел привлечь в монастыри все лучшие силы общества, а для этого находил нужным изобилие материальных средств. «Без вотчин, – говорил он, – не будет у монастырей честных старцев; кого брать на епископию и митрополию? Ино и вере будет поколебание». Мнение Иосифа на Соборе 1503 года одержало верх. Но впоследствии, по кончине преподобного Нила, горячим защитником и проповедником его мнения явился преподобный Максим: спор опять возобновился, но окончился весьма неблагоприятно для Максима.

49. Братское училище в Чудовом монастыре; типографское училище; умножение школ, семинарий и академий; плоды духовного просвещения

По прекращении бурь самозванства в России начало возникать стремление к просвещению. Патриарх Филарет, возвратившись из плена, учредил при Чудовом монастыре патриаршую Греко-латинскую школу, первым учителем которой был грек Арсений. В 1649 году царской грамотой вызваны были из Киевского братского монастыря несколько ученых старцев для риторического учения и перевода греческих книг. При Никоне они помещены были в Чудовом монастыре, и один из них, Епифаний Славенецкий, сделан был начальником Чудовского училища. В 1679 году царем Феодором Алексеевичем и Патриархом Иоакимом открыто было в Москве при типографском доме Греческое училище, получившее через два года название Академии. В ней должны были преподаваться науки словесные, богословские и философские. Первыми наставниками новоучрежденной Академии были два ученые и даровитые грека, окончившие курс в Падуанском университете с докторскими правами: это были братья Лихуды.

Петр Великий, более всего заботившийся о просвещении России, повелел повсюду заводить при архиерейских домах школы для образования достойных служителей веры. Святитель Ростовский Димитрий первый на собственные средства завел подобное училище в Ростове и нередко сам давал в нем уроки и толковал Священное Писание. Митрополит Новогородский Иов открыл в своем доме две школы: одну – греко-славянскую, другую – славянскую, а потом завел в нескольких городах своей епархии малые школы. По их примеру такие же школы были заведены со временем и во всех других епархиях. Вначале они содержались за счет доходов с монастырских имений, когда же имения у монастырей были отобраны, на духовные училища стали отпускать деньги из казны, но весьма скудные. В 1808 году составлен был для содержания их особенный неподвижный капитал и дано им лучшее устройство. При увеличении средств содержания открыты были четыре Духовные академии – высшие духовные учебные заведения, увеличено число семинарий с уездными и приходскими училищами.

Духовное просвещение скоро принесло благодетельные плоды для Русской Церкви. В 1751 году сделано было лучшее издание славянской Библии, над которым неутомимо трудились многие пастыри, начиная со времени Петра Великого23. Кроме того, составлены были толкования на различные книги Св. Писания24, обширные богословские системы25, катехизисы26, изъяснения православного Богослужения27, история веры и Церкви Христианской28 и жизнеописания святых29. Слово Божие стало непрерывно проповедываться в храмах30. В настоящее время основательное знание истин веры Христовой требуется уже не только от пастырей Церкви, но и от всякого образованного человека. Религиозное воспитание положено во главу всякого образования.

50. Борьба с реформацией. Квакеры-духоборцы. Молокане и скопцы. Борьба с вольномыслием в XVIII веке

Сближение России с Западом открыло в Русскую Церковь путь мыслям Лютера и Кальвина. Так, один стрелецкий лекарь, обучась у немцев врачебному искусству, заразился от них кальвинизмом и явно стал рассеевать хулы на Святую Евхаристию, мощи, церковные предания и обряды Православной Церкви. Им соблазнены были многие из стрельцов и простого народа. Стефан Яворский, по надлежащему расследованию дела, осудил на Соборе (1714) мнения еретиков и наиболее виновных предал гражданскому суду. Для пространнейшего же обличения появившихся заблуждений он написал сочинение Камень веры, и в нем с полнотой и ясностью раскрыл все догматы, в которых протестанты не сходятся с Православной Церковью.