Kniga Nr1424

В сентябре 1943 года вышел первый номер нынешнего ежемесячного "Журнала Московской Патриархии". В редакционной статье по поводу начала выхода журнала было сказано, что курс его будет в направлении любви к Родине, к ее Правительству. До недавнего времени он выходил чуть более десятитысячного тиражом.

Журнал печатается в государственных типографиях. Историческая типография Почаевской Лавры была разрушена большевиками еще в 1917 году. Синодальные, академические и епархиальные типографии были "реквизированы" после Декрета 1918 года.

По договоренности со Сталиным, Церкви разрешалось иметь свою типографию. В 1945 году она закупила полное импортное типографское оборудование, которое без действия пролежало на территории Новодевичьего монастыря до 1960 года, когда о типографии уже нельзя было и мечтать. С помощью Совета по делам религий его уничтожили.

Издательский отдел Московской Патриархии, возглавляемый на протяжении почти 30 лет митрополитом Волоколамским Питиримом, издает в основном Священное Писание (очень ограниченными тиражами), богослужебные книги и пропагандистскую и подарочную литературу (такую — даже на многих языках).

Для богословия остается только сборник "Богословские труды" (тираж 3 тысячи, объем 20 печатных листов), выходящий нерегулярно, в котором могут печататься только самые именитые авторы. Разрешение на само издание сборника в 1956 году мотивировалось тем, что отсутствие такового наносит ущерб советскому государству на международной арене. Точно так же аргументировалась просьба издать ограниченным тиражом Новый Завет в 1974 году. Ограниченные тиражи, скудный ассортимент изданий, баснословные цены... Все это печально, но еще печальней, что каждая строка этих изданий проходила до недавнего времени строжайшую цензуру в Совете по делам религий.

Принципиальная установка во всей редакционной работе Издательского отдела была — видимость конкретности. Как ни плохо было Церкви на протяжении всего существования "Журнала Московской Патриархии", напрасно искать в нем хоть слабый голос протеста. Любовь к советской власти покрывала все. Равно как редакционный "палаццо" прикрывает скудость продукции, производимой Издательским отделом.

В настоящее время во многих епархиях начинают возобновляться издания "Епархиальных ведомостей" под разными названиями. Существует также масса религиозных изданий неофициального характера. К сожалению, отсутствие духовной цензуры и слабая богословская подготовка некоторых таких издателей могут привнести в православное богословие многие проблемы.

Церковное пение. Иконопись

Как уже было сказано, существует два трехгодичных Регентских класса, при Московской и Петербургской Духовных Академиях. Открыты они были в конце 70-х годов.

Принимаются в классы в основном церковные девушки с музыкальным образованием. Наряду с чисто регентскими предметами (дирижирование, устав...) в классах преподают основы богословия и церковной истории, правила хорошего тона.

По замыслу основателей эти классы должны были подготовить одновременно и хороших регентов, и возможных матушек для будущих священнослужителей. Разумеется, Регентские классы ни в малой мере не могут обеспечить регентами существующих и вновь открывающихся храмов. Многие хоры управляются самоучками или светскими регентами.

Иконописная школа, находящаяся в Троице-Сергиевой Лавре при Академии, была основана выдающимся иконописцем Марией Николаевной Соколовой (в монашестве Иулиания) в начале 70-х годов. И технология, и иконная графика ее — в полном созвучии с лучшими иконографическими образцами времен преп. Андрея Рублева. Ей самой и лучшим ее ученикам доверялись самые ответственные работы по реставрации древней живописи, иконописи и фресок.

Многие монашествующие занимаются писанием икон, и теперь уже не редкость видеть в храмовых ларьках иконы не литографические, а написанные по традиционным древним канонам. Многие выпускники светских художественных студий часто переключаются на религиозную живопись или иконопись и, обладая уже навыком обращения с красками, быстро достигают высоких успехов.