Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

1. Перед Великим Постом

Неделя о Закхее

Закхей был мытарь и человек богатый, он достиг всего в жизни своей. По тому времени среди народа иудейского он стал тем, что мы называем "персона". Он обладал многим и был сильным человеком. Все его жизненные расчеты оказались правильными, но в одном он просчитался: время неумолимо. Жизнь и годы проходят и наступает старость. И он увидел, что все то, что он собрал — ни к чему. Пользоваться своим богатством он не мог: не хватало ни сил, ни здоровья. А в то же время его прожитая жизнь, жизнь мытаря, оставила в его сердце какие-то терзания: там он вдову обидел, а там он сирот обездолил, а там он слабого огорчил... Забирал! Был владельцем, был могучим, был сильным. А тут Господь его летами одарил, и это богатство ему не нужно было. А совесть? А совесть злая мучила его, и от этой совести он ничем не мог освободиться. И вот тут он услыхал, что идет Пророк. Тогда он еще не понимал, что Христос есть Сын Божий, но он знал, что это был равви, учитель. И он решил попробовать это, как последнее средство. И вот он пошел, чтобы Его встретить. Но тут он увидал, что толпа такая, что со Христом ему так невозможно встретиться. А тут оказалось придорожное дерево-смоковница. И он взбирается на эту смоковницу. Вот он на ней. Не пропустите этого момента: что было бы здесь, в Америке, если бы какой-нибудь важный чиновник — конгрессмен, губернатор, мэр города, или какой-нибудь миллионер, из желания посмотреть на нового проповедника, на глазах всей публики, на одной из главных улиц, взобрался на первое попавшееся дерево? Что бы вы о нем подумали? Как это могло повредить его общественному положению, ближайшим выборам... А ведь то же происходило и в иудейском обществе: какие насмешки, какая злость окружили его! А он ? Он уже не боялся унижений, ему ничего не нужно было. Он страдал. Он нуждался в помощи... И тут он увидел, что, действительно, Христос есть тот Пророк, Который может ему как-то помочь. Что ему было до этой толпы, до этих насмешек? И вдруг Христос неожиданно перед ним. — "Слезь, сегодня же буду у тебя". И вот совершилось это чудо: Христос у Закхея. Но может быть многие спросят: Да чудо ли это? В Евангелии есть гораздо большие чудеса, настоящие чудеса. А здесь просто посещение... Нет ничего сверхъестественного. Здесь больше чем сверхъестественное. Смотрите, что происходит: у Закхея раскрывается вся эта сила совести, он как бы передает эту совесть Христу, и Христос освящает его сердце. И Закхей от этой радости, что свободно его сердце от этого камня греха, всего того, что он сделал, говорит: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел воздам вчетверо.

Воскресенье позапрошлой недели говорило нам: Покайтесь, приблизилось бо Царствие Божие. А сегодняшнее Воскресенье показывает нам уже покаяние в действии: Закхей... смоковница, чувство болезни совести. И нам нужно довести себя до такого состояния, чтобы сердце было проникнуто вот этим страхом Божиим, плачем. А также показывается нам, что такое "Царствие Небесное": это Закхей, после покаяния, когда его сердце сделалось так широко, что он готов всех обнять, он все готов дать, готов всех обогатить. Вот дух вечной жизни, который должен посетить нас.

Да поможет же нам Господь, братья и сестры, начать делание уже постное. Еще мы в предпраздниках поста, но уже наступает тот порог, для того, чтобы переступить это время.

Неделя Мытаря и Фарисея

"Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешному!"

И невольно переходишь к Евангелию прошлой недели. Там говорилось тоже о мытаре, Закхее. Мы видели, как Господь перевернул всю его душу. Мы видели, как, после всей его греховной жизни, он покаялся, как он был готов пол-именья своего отдать нищим, и всякому, кого обидел, воздать четверицею. Так несомненно он и поступил. И невольно мытарь Закхей и мытарь сегодняшнего Евангелия сливаются в один образ, в одного человека. Ведь оба они были мытарями, были людьми грешными, и оба покаялись. И если мы так примем, что сегодняшнее Евангелие есть продолжение Евангелия прошлого Воскресенья, что сегодняшний мытарь, ударяющий себя в грудь, и есть, хотя бы психологически, Закхей — то нам откроется великая наука, великий урок в жизни кающегося. А ведь кающимися и должны быть мы все. Ведь всю неправду, которую делал Закхей, он делал для наживы, чтобы быть господином. И вот, когда это господство пришло, и когда он себя уже почувствовал властителем, — в этот самый момент пришла и Правда Божия. А правда Божия говорит нам о том, что если человек в утробе матери находится девять месяцев, то в утробе земли он пребывает от силы восемьдесят лет, а после этого начинаются страдания и болезнь. И наконец, через смерть человек переходит в утробу вечной жизни уже навсегда. И Закхей это теперь все видел: он понял все свое безумие, неправильный путь жизни... И тогда он стал искать выхода. И вот в таком состоянии он увидал идущего Христа. Для него это был равви. Подойти к Нему он так просто не мог и не хотел. Сначала он хотел обследовать, что это за равви. Тут мы видим смоковницу, тут мы видим его на смоковнице, этого в сущности "пэра" еврейского народа... и тут толпа. Представляете себе, что мог пережить этот гордый человек? Но Христос подошел и сказал: "Днесь с тобою будем, у тебя буду". И когда Христос был у него, то тут раскрыл ему ту силу, которая сразу преисполнила его сердце. И вот тут Закхей сказал: "Все раздам, и тому, кого обидел, воздам четверицею". И так все сделал.

В чем же теперь дело? Теперь он стоит и бьет себя в грудь, и говорит: "Боже, милостив буди мне, грешному!"

А тут же рядом с ним стоит другой, может быть его общества человек, фарисей... Стоит и наоборот, в полном удовлетворении, говорит: "Я все сделал, я сделал и то, и то, я...я" А почему же мытарь не сказал: "А я тоже сделал. Я пол-имения раздал. Я тому-то четверицею воздал". Почему же он не говорит этого? А наоборот говорит: "Боже милостивый, буди милостив ко мне, грешному!"?

Дело в том, что Господь его одарил. Сделал широким его сердце. Но как началось делание, то получилась трагедия: навык, навык... Ведь его внутренний человек был порабощен навыком. А навык это страшная сила. Тут невольно являлись мысли о корысти, и жажды еще большей наживы... И взгляды уже были в прелести, которая шла через мысль... И то сердце, которое было освобождено Христом, вдруг стало опять грязным... И он чувствовал все это... "Господи Боже, буди милостив ко мне грешному!" Что же делать?

И вот тут св. Церковь приводит нам в сегодняшний день всю силу этого психологического момента, всю силу этого вопроса: что нам делать? И с такой же силой дает нам через мысли Святых Отцов ответ на этот вопрос. Ведь наши Святые Отцы с точностью показывают нам, что происходило в душе Мытаря: благодаря тому, что совесть его была теперь свободна, освобождена Христом, его сердце было широко, мир был в сердце. И воля его тоже была свободна: свобода была в Боге. А расстояние между сердцем и Богом — грех. И вот у мытаря и получилось так, что тени начали появляться в сердце, и он стал кричать ко Господу о помощи. А как же получаются эти тени? А получаются они так, как Владыка Феофан Затворник раскрывает в одном из своих писем: "Мысль, — она приходит, и если только она не захватывает чувства сердца, то это еще не грех. Она прошла, и как сегодняшний снег завтра растает, так и ее не будет, и сердце остается чистым. Если же мысль захватит сердце, попадет в сердце, — и это еще не беда, есть еще момент в который можно воскликнуть: "Господи помилуй!" и сердце будет чисто. Но когда уже попала в сердце мысль, и когда уже воля твоя сказала "хочу", — вот тогда получается тень. А раз тень только попала, то тут уже сочувствие получилось, и дело. Тогда получается, как Владыка говорит, "падение". Грех стал действием, и совершилось падение. А как только духовно пал, грех в сердце попал, дело совершил, от Бога ушел, и начинается страдание, так, как у человека, который упал физически. И мы знаем, какую трагедию представляют собой духовные страдания. Человека гложет гордость, сребролюбие, честолюбие, всякая похоть.., и он мучается. Сердце такого человека каменеет. Вот, что произошло, как мы видим по чтению Евангелия, после того, как Закхей-мытарь сознал свой грех и покаялся. Христос разрешил его грех. Совесть стала свободной. Но теперь ему надо действовать. А когда он начинает действовать, то тут и получаются мысли, а за мыслями идут чувства... Как же быть? Вот он и кричит: "Боже, милостив буди ко мне грешному, не допусти..." И Господь дает Благодать недопускающую, и спасает грешника. Что же нам нужно делать, чтобы получить эту Благодать? Нужно активное волеизволение. А как его приобрести, об этом будет учить нас св. Церковь в следующее Воскресенье.