Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

То, что нам предлагает совершить сейчас св. Церковь — это уже не мысль, не чувство, а поступок, действие. Мысли и чувства воспитывались в нас на прошлых неделях. Так ведь всегда бывает: мысль порождает чувство, а чувство порождает действие. И действие это особой важности. Слышите: "Если не будете прощать людям, то и Отец ваш Небесный не простит вам..." А ведь это значит, что и пост наш, и хождение в церковь, и поклоны, да и все говение наше будут тщетны. Вот до чего важен этот первый шаг. Но он не легок. Сделать его на словах только, просто ради приличия, ради формальности, может быть, и не трудно. Но какой же прок от этого? А сделать этот шаг действительно, признать себя хуже другого, хуже всех, виноватым действительно перед всеми, — а ведь оно так и есть: каждый перед всеми во всем и за все виноват, — это признание сделать очень, очень трудно. А сочесть вину другого перед нами — ничтожною, как бы несуществующей, может быть даже нами и вызванной, — еще труднее. Даже в Житиях Святых мы читаем примеры того, как великие подвижники и исповедники не смогли этого сделать и этим погубили все. Тем более нам, грешным, нужна особая помощь Божия, чтобы простить и попросить прощенье искренне, от всего сердца, вырвать из него свое самолюбие, себя оправдывающее "я". Но мы должны это сделать, Господь требует от нас это, Господь ждет. Без этого усилия над собой нельзя начать пост. Попросим же прощенья и простим от всего сердца. Вот и я первый прошу вас: простите меня!

2. Великий Пост

Неделя Православия

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: "иди за Мною". Так начинает св. Церковь сегодняшний день повествованием о призыве св. апостолов. Прошли века, и этот же возглас слышится и сегодня, но относится уже непосредственно к нам. "иди за Мною". И мы, как бы спрашиваем Господа: "Куда же, Господи?" И Церковь отвечает нам самым названием сегодняшнего Воскресенья: "В Православие!"

Будьте только внимательны. В сегодняшний день, вечером, когда уже будет заканчиваться эта неделя и будет начинаться новая неделя Великого Поста, св. Церковь для нашего назидания будет говорить: "Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи!" И мы не можем сказать, что мы не получили этого достояния. Мы получили таинство исповеди, мы получили таинство Евхаристии — Тело и Кровь Христову, Древо Жизни. Да, получили, несомненно. Но есть ли в нас то состояние, которое выражается в словах прокимена, во второй его части: "Дал еси достояние боящимся Тебя, Господи!" Достояние-то дал, а вот являемся ли мы боящимися Господа? Ведь страх Божий это не обычный страх перед кем-то или чем-то. Нет. Это страх того, да не уйдет от нас то, что Господь дал нашему сердцу.

И в то же время св. Церковь, говоря нам о том, что мы получили благодать и дары Божии, раскрывает нам апостольским чтением те состояния, которые у нас должны быть. А это те состояния, которые должны быть у тех, которые достигали всего того, что дает Христос. А мы с вами знаем, что эти достигшие переживали: страдания, побои, узы, темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергались ссылкам, умирали от меча, скитались в горах. Те, которых весь мир не был достоин, скрывались в ущельях, в пещерах, — все они свидетельствуют нам о вере, не получив обещанного. А это потому, что Бог предусмотрел для них лучшее, достойное их.

Да, как мы видим, Господь зовет: "Иди за Мной! Я дам тебе все". А в то же время такие страдания, такие переживания, такие ужасы... Посмотрите вокруг вас, на наши стены, расписанные изображениями святых.

Все они сейчас находятся в обителях горних, а ведь все они пережили, как и мы сейчас переживаем, путь земного бытия. Посмотрите: были среди них и Архиепископы, Епископы, Священнослужители, монахи, были и земледельцы, были бояре и князья, были всякого рода деятели, были и труженики, были люди простого звания, были и великие ученые, были и безграмотные... — и все они переживали на земле также всякие страдания, горести и ужасы, но сохранили то, что требует Церковь: она, когда говорит словами Христа: иди за Мной, показывает нам куда идти: в Православие. Православие означает Правое Слово, то слово, которое является верно, которому не изменяют... которое и мы давали и опять даем каждый год. После Рождества Христова, когда совершается обрезание нашего сердца, мы говорили: мы Христовы, мы — Христиане. Наша воля — Его воля. Христос—наша жизнь, Христос—наша цель. Христос— наш путь. И путь этот ведет нас в Церковь. Владыка Феофан Затворник показывает нам, что нам делать, чтобы быть в путях Церкви. Он обращается к своей пастве (в семидесятых годах 19-го в.). "Мы знаем, чему учит нас техника, чему учит нас механика, юриспруденция, экономика. А св. Церковь учит нас нашему движению сердца. Узнай и сердцем содержи все, чему учит святая церковь, и, приемля божественные силы через таинства, и, возгревая их через все священнодействия, молитвования церкви, иди неуклонно путем Христовых заповедей под руководством законных пастырей и несомненно достигнешь Царствия Небесного и спасешься". И так, ревнуя о спасении, все внимание должно быть обращено на сердце, на напечатлении в нем христианских чувств и расположений, хотя при помощи того спасительного видимого устроения, которое входит в состав спасительного пути. Владыка Феофан раскрывает нам, что все самое главное — это в нашем сердце, настроении, тех чувствах, которые являются сердцем. Внешнее устроение нужно, но постольку, поскольку оно носит дух, который его одухотворяет. И в общественной жизни будет истинная жизнь, если только в эти отношения вы внесете тот дух, т.е. сердце, которое есть сердце истинного христианина. Будет и настоящая семейная жизнь, если во все традиции внешней земной семейной жизни, вы внесете те сердечные отношения, которые дает Господь в Своих заповедях блаженства: нищие духом, плачущие, кроткие, мирные, — получится семейная жизнь. И так, и только так, во всех фазах нашей жизни наступит Торжество Православия.

2-я Неделя Великого Поста, Григорий Палама

Прожили мы, братья и сестры эту неделю во свете прошлого Воскресенья — Торжества Православия. Замечательную черту показало нам и Евангелие, тогда прочитанное!

"Филипп находит Нафанаила и говорит ему: Мы нашли Того, о Ком писали Моисей в законе и пророки: Иисуса, сына Иосифова из Назарета. Но Нафанаил сказал Ему: из Назарета может ли быть что доброе?" Оба они, и Филипп, и Нафанаил хотят правильно веровать, правильно прославлять Бога, т.е. быть православными. Но для них это значит, прежде всего, определить кто же истинный Мессия. С таким намерением они подходят ко Христу. Христос, увидев Нафанаила, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства". Нафанаил говорит Ему: "Почему Ты знаешь меня?" Иисус сказал ему в ответ: "Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя". Что было под смоковницею, мы не знаем, но знаем, что Христос попал прямо в точку, прямо в сердце этого человека. Вот ответ Нафанаила: "Равви, Ты Сын Божий..." Нафанаил, право, правильно прославил Христа, и, таким образом, сделался первым православным человеком. А все потому, что Христос коснулся его сердца, чего-то сокровенного, что лежало глубоко, глубоко в сердце Нафанаила. Торжество Православия всегда и начинается в сердце человека, а потом уже выявляется во внешнем. Правда иногда бывают случаи, когда и внешнее влечет за собой сердце, как бы пробуждает его, но для этого необходимо, чтобы в сердце было бы нечто такое, что можно пробудить его. Бог требует нашего сердца. Служить Богу без сердца, Православие без сердца, — это то же что и человек без сердца.

Вот и сегодняшнее Евангелие нам говорит о том же. Принесли ко Господу расслабленного, которого несли четверо. И не имея возможности приблизиться ко Христу за многолюдством, раскрыли кровлю дома и опустили постель, на которой лежал расслабленный. Видите, как нелегко все это было. Вот исполнение заповеди о любви во внешней жизни. Да, вот и жизнь в торжестве православия. Но где же ее источник? А вот послушаем дальше: "Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои". Эти четверо имели веру в сердце, и эта вера побудила их на все их усилия помочь, и видя эту их веру, Господь помог. Внешнее получилось, как результат внутреннего. И расслабленному Господь не сказал сразу: "Встань, возьми постель твою..." а сказал: "Чадо, прощаются тебе грехи твои". Видите, не внешнее сначала, а внутреннее. Ведь грех был в сердце. Сердце, парализованное грехом, не могло почувствовать Бога во Христе и не могло правильно прославить Его. И вот Христос исцеляет это сердце, делает его православным. А затем идет и внешнее: "тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой". А что получилось, если бы Господь начал со второго, со внешнего исцеления? Расслабленный так же встал бы, взяв бы постель свою и пошел бы... но только с сердцем мертвым от грехов. Это был бы живой мертвец. Вот чего не могли понять фарисеи. "Что легче? — сказал им Христос: сказать ли расслабленному — прощаются тебе грехи твои, или сказать — встань, возьми постель твою и ходи. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет на земле власть прощать грехи, говорит расслабленному: "Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой". Этому расслабленному Господь даровал и внутреннее, и внешнее. И он пошел в дом свой и понес туда с собой чувство тихости Торжества Православия.