Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Благословение Господне на Вас...

Лазарева Суббота

"Тем же и мы Тебе, Победителю смерти, вопием: Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!" Великий это Праздник, братья и сестры! Вдумайтесь только: "Победитель смерти!" Много победителей в истории человечества: многие талантливые врачи победили многие болезни, многие полководцы побеждали огромные армии, целые государства. Есть победители пространства, как изобретатели автомобилей, аэропланов, победители расстояния — изобретатели телефона, телеграфа... и т.д. Но "победителя смерти" весь мир не знает никого, кроме Иисуса Христа. Он Один. Даже, так называемый "неверующий мир" не может назвать другого имени. Никто из самых выдающихся людей никогда даже не претендовал на это. А Он есть, был и будет — наш Спаситель и Господь. За Свою историческую евангельскую жизнь Он доказал это в трех случаях: воскресение дочери Иаира, воскресение сына Наинской вдовы, и вот в сегодняшнем евангелии: воскресение Лазаря. Смерть дочери Иаира была как бы свежая, недавняя смерть. Она умерла, пока Христос и отец ее шли к ней. Даже Христос назвал это "сном", но люди смеялись над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: Девица, встань! И возвратился дух ее, она встала, и Он велел дать ей есть.

У сына вдовы Наинской смерть как-бы крепче вступила в свои права: умершего положили уже на одр, его вынесли не только из дома, но уже выносили из городских ворот. Господу, чтобы прикоснуться к одру, надо было остановить несших. И только тогда Он сказал: "Юноша, тебе говорю, встань!" Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить. И отдал его Иисус матери его.

И вот теперь Лазарь. Победа смерти здесь была окончательная, стопроцентная. Лазарь был уже четыре дня во гробе. Был плач, но надежды на моментальное воскресение не было ни у кого никакой. Даже одна из сестер покойного сказала Господу: знаю, что воскреснет в Воскресение, в Последний День. Даже Сам Господь, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился. Наконец Он сказал: "отнимите камень". Тут даже сестра умершего не выдержала и говорит Ему: "Господи! уже смердит, ибо четыре дня, как он во гробе". Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. И Христос возвал громким голосом: "Лазарь! иди вон". И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано платком. Иисус говорит им: "Развяжите его, пусть идет".

Кроме смерти телесной, есть еще смерть душевная. Телесная смерть всем видна, душевная же смерть обычно незаметна для людей. Ее чувствует только сам умерший. Много говорит об этом Владыка Феофан Затворник. Бывает так: набежит греховная мысль и возбудит греховное чувство, но душа спохватится, воззовет ко Господу с покаянием, и Господь, как у дочери Иаира, как бы возьмет протянет руку и скажет: Душа, встань! И жизнь опять потечет радостно. Но бывает и так, что мы не спохватимся вовремя и грех глубже войдет в душу, как бы выйдет из дому, получится полное сочувствие к нему, начнется бурление... Но и тут, по молитве нашей общей Матери Церкви Христовой, которая плачет пред Господом за своих чад, мы можем встрепенуться, и Господь скажет нам, как сыну вдовы Наинской: Душа, тебе говорю, встань! Вот и спасение. Ну а что же делать, если грех совсем поработит душу, как бы камнем гробовым покроет ее, и так будут идти дни за днями, и страсти начнут издавать свой греховный смрад... вот как у Лазаря? Что тогда делать? Вот тогда нам необходима исповедь, то таинство, которое установил Христос после Своего Воскресения, когда сказал ученикам: "Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся". Смотрите, как все это отражено в воскресении Лазаря. Ведь Лазарь сам не мог выйти из гробовой пещеры — она была завалена камнем. Он и идти то не мог: т. к. был связан по рукам и ногам погребальными пеленами. И тут Христос сказал ученикам: развяжите его. В применении к нам это значит, что Господь повелевает нашим священнослужителям, получившим в таинстве рукоположения дар Святого Духа, разрешать грехи наши. Какая радость! И еще: ведь смерть не есть причина, а только результат, следствие греха. А Христос есть прежде всего Победитель греха, а уж вместе с ним и смерти. Будем же торжествовать: Осанна в вышних!

Вербное Воскресенье

Братья и сестры!

Так святая Церковь нам знаменует духовную весну. Кончилась зима. Кончилось и то состояние наше, когда сердце наше леденело и было как бы умерщвлено, в томлении, жаждало благодати. И вот в продолжении шести недель солнышко все больше и больше пригревало, и природа постепенно начала оживать. Так и наше сердце должно было ожить. А вчера за вечерним богослужением пелось: "Отроцы победы знаменье носяще". Какие знаменья? — Вай, — ветвей, на которых уже были почки, знаменующие наступление весны в природе и как бы говорящие нам: вот, вот уже начинается радость, веселье. Так и св. Церковь этими ваями говорила нам: вот начинается и для вас... только будьте христианами, вдумайтесь... и для вас начинается знамение... Чего же? Того, что Христос Воскрес. А мы, братья и сестры, мы закрываем глаза как страус кладет под крыло свою голову. Мы не хотим думать о том что придет предел, вот так, как для стариков: уже руки не работают, уже глаза не видят, уши плохо слышат... Предел. Наступит кончина. И как будто в эти моменты, когда мы начинаем осознавать наступающую старость мы невольно сравниваем ее с зимой, со снегом. Да, но после зимы придет весна. А в духовном понимании: после того, как закроются очи, наступит Вечная жизнь, радостная жизнь со Христом. Об этом и говорили нам вчерашние ваи "знаменье носяще". Не будьте в скорби, обратитесь к радости. И сейчас для нас наступит момент, когда Господь особенным таинством, через страстную седмицу, к которой мы приступаем, даст нам ощущение вот этой радости вечной жизни. Теперь наша забота о куске хлеба, о нашем крове, о наших общественных обстоятельствах. И нам кажется, что в этом заключается смысл жизни. А Церковь говорит: посмотрите на ваи, начнутся листочки, там цветочки, а там и плоды. Так вот и в христианской душе: это все останется, а с нами уйдет туда другая струя жизни, жизни духовной. Об этом подумайте. Так ли это? А может это и не так? Так, братья, так! Сегодня святая Церковь говорит нам Апостолом: как она говорит? Она говорит: Радуйтесь всегда о Господе. В сегодняшний день, в день окончания Великого Поста, она говорит нам: Радуйтесь! Есть ли у вас эта радость? Если это будет радость о вечной жизни, — то да, у вас будет эта радость, потому что Христос Воскрес. И все наши болезни, наша старость, наше ожидание смерти, — все это растворится... в чем ? Во Христе. И когда подойдет этот момент исхода, — мы так верим, и так говорит Церковь: подойдет Господь Вседержитель, Жизнодавец и совершит над нами таинство, разрешатся узы наши и пойдем мы в вечное бытие. Радуйтесь, говорит Апостол, и еще говорю: Радуйтесь! Видите, Апостол. Но только что же? Ставится условие: Кротость ваша да будет известна всем человеком, — как бы продолжает Апостол. Вот смотрите, в природе весна. Но она не остановится, она будет жить дальше. Она перейдет в лето. Так и для нас: жизнь идет. "Кротость ваша да будет известна". Известна, — значит, что ваша жизнь будет двигаться так, что гордость уйдет. Она должна раствориться в Христовом терпении, в Христовой кротости, говорит Апостол: "Кротость ваша да будет о Господе", и дальше: Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитвах... слышите, какие обещания дает Господь: "не заботьтесь ни о чем". Но всегда в молитвах, в прошении, с благодарением открывайте свои желания перед Господом. Какое нам дается дерзновение. Но только какие желания? Если желания те, которые у вас в гостинных, в театрах, в светских развлечениях, — то, конечно, братья, Господь нам желает другого, потому что все это останется здесь, эта бессмыслица,... эта смута, эта ссора, эта невзгода, эта ярость. Все они останутся. А с нами уйдет только радость, вот эта радость. Вот если вы будете желать кротости, смирения, желать будете благоденствия, желать будете братолюбия, желать будете жизни христианской, тишины. Молитесь! С вами будет Господь! Радуйтесь! Праздник наступает. Завтрашний день наступают великие моменты, когда будет совершаться таинство, — так в нашем сердце раскроется вот эта радость: "Христос Воскресе!" Да будет же она с нами в радостном чувстве Вечного Бытия".

Благословение Господне на вас...

Слово перед Плащаницей