Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

В прошлое воскресение, в неделю о Самарянке, святая Церковь говорила нам, как от земного, плотяного состояния Христос возводит человека к состоянию небесному, духовному, к тому состоянию, в котором человек жаждет поклоняться Богу и молиться Ему. Ведь Самарянка пришла к колодцу за физической водой, которая удовлетворяет только земную жажду. Но когда Христос раскрыл ей ее грех, и она в покаянии бросилась к Нему, и когда в ней пробудилась духовная жажда, жажда Живой воды, текущей в жизнь вечную, жажда общения с Богом, ее первый вопрос был о молитве, где должно поклоняться Богу, как молиться? Вот сегодняшнее Евангелие и дает нам образ молитвы.

Проходя, Христос увидел человека, слепого от рождения. Будучи слепым от рождения, он никогда никого не видал. Он не мог себе представить образ человека. Он и Христа никогда не видал. Он только, знал что Христос проходит близко, что Он чудотворец и может дать ему зрение. И от стал кричать, звать Христа: "Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя"! Люди его старались унять, он мешал им слушать проповедь Христа, он нарушал порядок. Христос шел, окруженный Своими учениками. И они спрашивали: "Равви! Кто согрешил, он или родители его, что он родился слепым? Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому и сказал ему: "Пойди умойся в купальне Силоам". Давайте представим себе состояние этого слепорожденного. Он кричит, зовет... Его толкают, может быть, заставляют молчать, а он все кричит, просит... говоря по-нашему, молится. Наконец, Тот Невидимый для него Чудотворец подходит к нему. Но он не производит мгновенного чуда. Наоборот. Он делает нечто, что по человеческим понятиям могло бы казаться унизительным, неприятным. Он плюет и делает брение из плюновения и земли, и мажет глаза слепому. Но этого мало, Он посылает его с этим брением на глазах пойти умыться в купальне Силоам (что значит: посланный). Но слепой не возражает, он идет ощупью, спотыкаясь, подвергаясь насмешкам прохожих. Наконец доходит до купальни и умывается. И вот, исполнив все это, претерпев все это, наконец прозревает и возвращается зрячим.

Вот образ молитвы для нас с вами. Ведь и мы духовно слепы и не можем видеть Господа. Но мы знаем, что Он есть. И будем призывать Его, будем вопиять к Нему, прося Его о помощи. И не будем унывать, если эта помощь не сразу дается нам. Может быть, нам придется пройти еще долгий путь, нелегкий путь, как путь слепого к купальне Силоам. На этом пути нас могут встретить неприятности, унижения, как брение для слепого. Все перетерпим. Будем послушны. Будем делать то, что Он нам повелел, будем идти той дорогой, которую Он нам указал, как слепому путь к купальне Силоам, и вот, когда мы все это исполним, тогда и Господь ответит нам на нашу молитву, и если Ему угодно, исполнит ее. И с нами получится то же, что получилось со слепым. Когда через обстоятельства нашей жизни Господь спросит нас: веруешь ли ты в Сына Божия? Мы ответим: веруем, Господи! и поклонимся Ему...

Только будем избегать всяких образов во время молитвы. Нам ничего не надо представлять себе, а вот как слепой, будем только знать, что Господь близко, что Он все может. И если будут происходить вещи, как бы противные нашей молитве, — не будем унывать, а будем надеяться, надеяться против надежды. И Он сотворит полезное нам. Будем хранить это состояние слепого. Это лучший образец молитвы.

Вознесение

"И когда благословлял их, стал отходить от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью". С великою радостью, и пребывали всегда в храме, прославляя Бога.

Если в продолжении шести недель святая Церковь учила нас сохранять этот мир, который в первый день Своего Воскресения даровал Христос, сказавши: "Мир Вам!" то теперь это чувство мира должно бы наполнять наши сердца. Ведь оно, это чувство мира, является у всех чаянием радости. Ведь люди ищут какого-то покоя, каких-то утешений... Для этого они путешествуют с места на место, чтобы найти этот мир. А ведь мир-то этот в них есть, только в невыявленном состоянии.

Мир — это тот дар, который дал нам Господь. Этот мир, который хранит человека в каком-то неземном состоянии радости. Вот то, чему в продолжении шести недель Пасхи учила нас святая Церковь: пребывать поблизости Христа, хранить этот мир, охранять себя от тех обстоятельств, которые, вселившись в наше сердце, могли бы нарушить этот мир. Ведь сердце наше и есть это место, в котором пребывает мир. И этот мир пребывает в сердце, пока к сердцу не подойдет что-нибудь горючее. А как только под сердце подойдет горючее, какая-нибудь страсть, — сейчас же мир уходит, и начинается буря. Буря эта бьется над всеми нашими сердцами. Эта буря есть стихия врага рода человеческого, волнующая все человечество. Да минует же эта буря тех, кто будет в бункерах Христовых. А какие же это бункера Христовы? Эти убежища для душ человеческих от бурь житейских? А вот какие: в первый день Своего Воскресения вечером, когда двери дома, где собрались Его ученики, были заперты, из опасения от иудеев, пришел Иисус и стал посреди и говорит им: мир вам! Вот Его первый дар, как бы "первый бункер", который через учеников Своих Он передал всем нам, христианам. Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, Он дунул и говорит им: примите Духа Святого, кому простите грехи, простятся, на ком оставите, на том останутся. Вот и второй дар, второй бункер. И теперь, когда Христос возносится, Он оставляет нам благодать Святого Духа, которую Он обещал в первый же день Воскресения Своего. Два дара оставляет Он нам: первый дар — это мир, который и есть то, чего все люди ищут: истинное счастье. А второй дар, как бы ограждающий, сохраняющий этот мир, — это Таинство Покаяния, дар Духа Святого, данного Его ученикам: Дар Разрешения Грехов.

Вот и в сегодняшний день, разлучаясь с учениками и возносясь на небо, Он благословляет их. И что же получилось? Ведь была разлука. Разлука ведь всегда приносит печаль, а они в радости уходили. Почему? Да потому, что перед ними раскрывались пути жизни уже не самостоятельной, а с Благодатью Божией. Они знали, что и они также перейдут в вечность ко Христу. И живя в этой земной жизни, которая так связана с житейскими бурями, путь, по которому они будут идти, будет для них тих и мирен, потому что вдохнута для священнодействующих Благодать Святого Духа, прощающая и разрешающая. А что нам говорит Апостол по этому поводу? А вот что: "Ибо вы умерли в жизни сокрытой со Христом и Богом. Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним. И так, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту... любостяжание, которое есть идолослужение", Другими словами: вы идете, а около вас проходят все эти волны: нечистота, гнев, ярость, злоречие... Ваше сердце бросает то в одну сторону то в другую. Но вы в радости. Около вас Рука Господня, Благодать Святого Духа, которая вас проводит, вас утешает, дает свет, разрешает вас от тьмы, тоски. Вот радость. Радость — то, что мы освобождены. У нас есть та внутренняя радость, которую только и может иметь христианин, имеющий руку Божественную, руку Благодати, разрешающую нас от грехов наших. И мы знаем, что находясь на этом пути благодатном, мы, озаренные, идем в вечное бытие.

7-я Неделя Пасхи, Святых Отцов

Мы, православные христиане, еще сегодня на Елеонской горе. Идет попразднество Вознесения .Но это уже последние дни. Еще два-три дня, и мы должны будем сойти с Елеонской горы. Вот здесь и ставится вопрос в сегодняшний день, день Воскресный, нам православным христианам: куда? В то же время святая Церковь открывает нам двери и говорит, как бы отвечая на этот вопрос: Уже восстановлено Райское Древо Жизни — Евхаристия, Тело и Кровь Христовы. Для каждого из нас двери открыты: придите и видите, возьмите, примите. Вот та великая догма, которая раскрывается Господом в восстановлении того великого, что потеряно Адамом, — Древа Жизни. "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день". Ядущий Тело и пиющий Кровь Христову имеет жизнь вечную, но...

Тут святая Церковь и определяет нам это "Но". Что же в этом "но"? Двери открыты. Евхаристия готова. Принять каждого в Божественной Литургии Церковь готова. Но для этого нужно нам быть готовыми. В чем же состоит эта "готовность"? А на это нам и отвечает сегодняшний день, который мы называем "Воскресеньем Святых Отцов". Начинается установление правил, по которым христианин должен пройти, чтобы принять Новозаветное Древо Жизни — Тело и Кровь Христовы, которые дадут жизнь человеку. Как же воспринять это великое Таинство? И святая Церковь отвечает нам сегодняшним днем. Она дает первый Собор в Никее в 325 году, на который были собраны Святые Отцы, чтобы уничтожить ту ересь, которую создал Арий. Что это за ересь? Касается ли она нас? Не только касается, братия, но если мы не будем исполнять заветы Церкви, и не поймем того нарушения, которое сделал Арий, мы не будем православными христианами. В чем же вот это "Но" Арианства?