Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Апостол Павел, обходя Афины, нашел жертвенник Неведомому Богу. И он, проповедуя в Ареопаге, как говорится в Деяниях Апостольских, возвестил, что этот Неведомый Бог есть Христос. И Афиняне охотно приняли это. И начали поклоняться Истинному Богу, так как проповедовал им Апостол Павел. Поклоняться Богу и признавать Его величие они могли. Но жить по Боге они не хотели, они не хотели жить так, как это требовало Евангелие. Прежде всего, у них было нарушение семейной жизни. У них было многоженство. В общественной жизни у них была страшная политическая борьба — рабство. Человек не был человеком по отношению к Создавшему его. Между людьми были отношения жуткие, рабские. И вот это желание жить по-язычески окрепло у Афинян так, что оно начало говорить и в Церкви Христовой. А как идеолог явился Арий. Что ж он говорил? Когда собрался Собор и стал обличать Ария, он говорил: "Вы, Отцы, говорите: Христос есть Богочеловек. Его Божество и Человечество неизменно и нераздельно, одно в другом, нельзя сказать, что в чем. Нет разделения между Богом и Человеком. Отсюда вы делаете вывод, что христианин должен всегда и везде быть христианином, — и в своей семейной жизни, и в общественной жизни, всегда и везде быть христианином. "А же говорю, сказал Арий, что Христос есть Бог и Человек, Божество и Человечество в Нем раздельны. И это дает нам право тоже разделять нашу жизнь: в религиозном отношении быть христианином, поклоняться Христу, а в нашей частной и гражданской жизни жить так, как мы хотим, как мы и раньше жили, по-язычески. На это Святые Отцы сказали Арию: "Тогда ты, Арий, и твои последователи не могут быть христианами. Ты не понимаешь смысла пришествия Христова на землю. Христос воплотился не только для того, чтобы открыть нам истинное учение о Боге, но чтобы и жить по-Божьи. Он пришел на землю, чтобы исполнить заповедь любви к Богу и к ближнему. И от нас Он требует исполнения этой заповеди. И те, кто не исполняют этой заповеди, — будут язычниками и получат то, что получат язычники".

Так отвечали Арию святые Отцы. Так говорит нам и ныне святая Церковь. Посмотрите вокруг нас, и вы увидите на самом деле все те ужасы и явления, о которых говорили святые Отцы: вот современные войны с их бомбами, эту забытую старость, это безумие, которое творится среди молодого поколения. Ужас. Вот, чтобы избежать этих ужасов нам нужно быть православными христианами. А христианин не может быть христианин и гражданин, а должен быть и в гражданстве христианин, то есть всегда быть только христианином. Только тогда мы сможем сопричаститься и к Вечной Жизни с радостью Божественной во Христе.

Праздник Святой Троицы

Братья и сестры!

Вот как святая Церковь преподает нам нашу совесть. Цветы в этот день—это совесть наша. Потому что, когда вся природа была еще мертва, когда наступало время нашего круголетия, святая Церковь открыла нам великую тайну: тайну нашего искупления. Она раскрыла тогда перед нами Вифлеемскую пещеру и Господа Родившегося. И говорила нам через Апостольское чтение к Галатам о том, что эта пещера есть наш вход в новое круголетие, что у яслей Христовых обновляется наша душа, и что в этом обновлении духа мы получаем дух сыновства, который нас объединяет в одну семью Христову. И это не слова. Святая Церковь убеждает нас в этом, сравнивая нашу духовную жизнь с тем, что происходит в природе: мертвенность природы зимой, ее оживление в красоте весны и лета, и плодоношение осенью. Так и душа человека: после косности духовной спячки получает дух сыновства для того, чтобы соединиться в одну семью и получить то, что дает Господь в Своем Домостроительстве — Его Тело и Кровь, ту Тайну Древа Жизни, которую потерял Адам в Раю. И как природа расцветает, так расцветает и наша жизнь, если только мы воспользуемся благодатью, которую Господь дает нам через Свои страдания, перенесенные Им ради нашего искупления для того, чтобы нашу душу оплодотворить тем добрым деланием, которое Господь называет "Блаженством". Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны миротворцы... Блаженны! И это наше как бы отдание себя Господу повторяется в восьмой день после Рождества Христова, в день, когда Святая Церковь празднует Обрезание Господне. Тогда и мы, как бы, обрезываем свое сердце и исповедываем: мы — христиане, мы составляем одну семью, Отец которой — Бог.

И когда мы испытали все это и дали обещание, Господь подводит нас к Богоявлению, к тому моменту когда Христос показывает нам путь к совершенству. И однако мы не исполнили всего этого. Мы оказались недостойными. И вместо Богоявления мы превратили нашу жизнь в землеявление, живя земными интересами и забывая главное.

И тут, идя нам на помощь, Святая Церковь нам давала Великий Пост для покаяния, чтобы, изучивши свое сердце, мы бы опять обратились к Голгофе Господней, пришли бы ко Кресту Христову, приложились бы к Его язвам, увидали бы опять Его страдания, и так подошли бы к великому Дню Пасхи. И в этот День, День Радости и воскресения Жизни Новозаветной. Господь дунул и сказал: "мир вам!" Да, мы получили мир в наше сердце, но мы его опять и опять теряли. Вражда, злоба, всякая нечистота вытесняли его из сердца. А главное, уверенность в том, что на земле и в земном — наша жизнь. Земля предлагает нам земные блага, и за них мы боремся... Но вот приходит смерть, тело сгнивает в земле, а дух идет в вечность...

Для чего же была вся эта борьба за землю? Для чего? — ни к чему!

Все было напрасно. Да не будет же с нами такого состояния, которое закрыло бы нас от Христа и Христа от нас.

Но Господь милостивый, видя наше состояние совести, преподавая нам, как образ действительной жизни, дарует эти цветы... Какая красота! Какая ювелирная работа! Такую работу сможет сделать только Сам Творец!

И Он нам говорит: такую работу Я сделаю и над твоим сердцем! Сейчас за вечерней мы услышим эти три великие молитвы. Будем же молиться, чтобы там, где нам ничего не удалось сделать, Благодать Святого Духа совершила то, что приведет нас ко спасению.

День Святого Духа