Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

И все Евангельские чтения, после Сошествия Святого Духа говорят о том, что нам надо делать для получения Царствия Небесного, что все Святые делали, как Они искали и как обрели Царствие Божие и Правду Его. Нам давались заповеди Господни. А сегодня уже не заповеди, не научение дается нам. Нет... А сама жизнь, живой пример. И в пример для нас Евангельское чтение приводит римского сотника, язычника. И пример этот — пример глубочайшего смирения. Пример этот показывает нам, как господин из-за любви к ближнему становится рабом. Ведь по гражданскому положению этот сотник был господином не только над сотнею воинов, которыми он командовал, но и над всяким Иудеем, а, значит, и над Христом. Ибо Иудеи были порабощены Римлянами.

У сотника этого был слуга. И этот слуга заболел и жестоко страдал. И вот сотнику говорят, что среди подвластных ему Иудеев есть Один замечательный Человек, Который имеет сверхъестественную силу исцеления. Ведь сотник был язычник. Он не знал Священного Писания, он ничего не знал о мессианских ожиданиях Иудеев. И Христос был для него, несомненно, великим Человеком, но все же только Человеком, причем, ему же подвластным. Ведь он мог послать за Ним, призвать Его. Но смирение стирает все границы. Слуга его в опасности, и этот Человек может ему помочь. Сотник сам идет ко Христу. Идет и просит: не за жену, не за сына, не за дочь, отца или мать... а за слугу. И просит Иудея, порабощенного Римом, Римский гражданин, просит милости, просит как раб у своего господина. Он и говорит: "Господи, слуга мой лежит дома в расслабленном состоянии и жестоко страдает". Он больше ничего не сказал.

В этих словах трепетало все его горе. И это горе свое он принес ко Христу. А теперь стоит и смиренно, с поникшей головой, ждет ответа. "Я приду и исцелю его", — отвечает Христос. Как все просто. Но посмотрите, что тут происходит, на какую невероятную высоту подымаются вера и смирение сотника. Он останавливает Христа. "Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой..." Слышите: я недостоин... Ведь это покаяние, это то же самое, если бы он сказал: я грешник, а вот Ты — Праведник. — "Скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой". только слово... Даже Господь удивился такой вере: "И в Израиле не нашел Я такой веры". А ведь вера сотника была такая простая, самая смиренная: "Я —подвластный человек, но имею у себя подчиненных воинов. Говорю одному: пойди, и идет, и другому: приди, и приходит". Что же выражают эти слова? А вот что: Ты Господин над болезнью и здравием, над жизнью и над смертью...

Скажи только слово! Одно слово!

И Христос сказал это слово: "Иди, и как ты уверовал, да будет тебе". И выздоровел слуга его в тот час.

Как награда за смирение. Вот что может сделать смирение! Да дарует же и нам Господь это смирение сотника!

5-я Неделя по Пятидесятнице

Евангельское чтение прошлого воскресенья преподало нам урок глубокого смирения Римского сотника, который пришел просить Христа об исцелении своего слуги. Евангелие же сегодняшнего воскресенья не дает нам уроков того, что мы должны делать, а показывает нам скорее то, чего мы должны избегать, чего нам не надо делать. Это показывает нам так ярко реальность существования злой силы. В наше время эта реальность не требует и доказательств. Ведь каждая газета ежедневно говорит нам о целом ряде преступлений, которые просто нельзя объяснить, не признавая в них одержимости человека посторонней, и притом, злой силы.

Жуткие картины рисует перед нами сегодняшнее Евангелие: два бесноватых выходят из гробов "весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем..." Христос разрешает бесам войти в огромное стадо свиней... Бесноватые исцеляются... а все стаде свиное бросается с крутизны в море. Какая страшная сила! Реальная, открытая сила зла!

Но вот последний стих Евангелия: "И вот весь город вышел навстречу Иисусу..." И вот думаешь хоть тут найти что-то отрадное: весь город объединился и пошел навстречу Господу... Хочется думать, что это вера объединила их, что они, как некогда Самаряне попросят Господа остаться у них, возблагодарят Его за исцеление, за спасение двух их же сограждан, да и за освобождение их от опасности при прохождении этого пути... И что же? Да, они попросили Господа... но только не остаться у них, а стали просить Его "чтобы Он отошел от пределов их"!

Вот самое страшное место из этого Евангелия. Вначале бесы были в двух одержимых. Потом мы их видим в целом стаде свиней. А здесь... целый город, одержимый... чем? Да страстью к наживе. Ведь производство свиное было по еврейскому закону незаконным, греховным... Но в нем были деньги, и деньги огромные. А тут... целое стадо пропало. И они как бы говорят Господу: "Ты только вступил на нашу землю и причинил нам такой страшный убыток. Что же будет, если Ты здесь останешься дальше. Да Ты нас совсем разоришь! Мы видим, мы понимаем Твое величие: даже бесы повинуются Тебе! Но нам что от этого? Какое нам дело до этих двух исцеленных? Нам не нужны Твои чудеса. Нам нужны тысячи, миллионы... Ты не для нас. Уходи, уходи сейчас же!"

Братья и сестры! Проверим свою душу. Не бывает ли и с нами так? Какая-нибудь страсть охватывает нас, а Христос мешает. И мы в душе шепчем те же ужасные слова: уйди от нас!

Да сохранит же нас Господь от этого! Да будет же наше слово обращенное к Нему: "приди к нам и никогда не удаляйся от нас".