Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

Вот это то, что мы и сейчас делаем. Мы говорим про землю и все земные блага: это наше. И мы не можем себе представить, что мы уйдем отсюда. Как мы расстанемся со всеми нашими удобствами жизни? Как мы откажемся от всех наших домов, от наших аэропланов, от всех измышлений, которые познают мир, тайны мира, технику, — от всего того, чем мы пользуемся? Как мы уйдем?

И вот в сегодняшний день Святая Церковь показывает: мы и исполнять заповеди должны, мы и окружающий мир должны иметь. Почему же? Да потому, что Господь послал нас сюда, чтобы через эти обстоятельства, как средство, мы бы получили то, что нужно. А что же нужно? При сотворении человека Господь дал ему заповеди: любви к Богу и ближнему. И эти заповеди мы должны исполнить. И Господь, пришедший на землю, пришел для того, чтобы спасти человека, но как? Исполнить заповедь любви к Богу и ближнему и дать силы исполнить эту заповедь. А мы, исполняя эту заповедь, получаем Блаженство.

В течение всей Своей Евангельской жизни Христос был искушаем сатаной. В начале — в пустыне: искушение было хлебом, чудом и царством. Отвергнув все эти искушения, Христос исполнил заповедь о любви к Богу. А затем враг уже не подходил явно ко Христу, а только через сердца человеческие, желая возбудить во Христе ненависть к ближнему. Но никогда Христос не прогневался на человека, а только на силу вражью, говоря: "Отойди от Меня, Сатана!" Так Господь Сам исполнил эту величайшую заповедь, и в Своих Таинствах дает и нам силы исполнить ее.

Так будем же исполнять!

"Какая наибольшая заповедь?" — Спросил законник. И Господь отвечал: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душою, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь: вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя: на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".

16-я Неделя, Притча о талантах

"Мы же как споспешники умоляем вас, чтобы Благодать Божия не тщетно была принята вами. Ибо сказано: "Во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот теперь, время благоприятное, вот теперь день спасения".

Так говорит Апостол на сегодняшний день. А Евангелие говорит нам, что Господин дал своим рабам таланты: одному Он дал пять талантов, другому два, иному один, каждому по силе его, и тотчас отправился. По долгому времени приходит Господин рабов тех и требует от них отчета.

Так говорит притча. Какое же ее применение к нам? И нам Господь тоже даровал талант. И талант, по сути, один. Что же это такое? А вот что. Как мы слышали в прошлое воскресение, весь закон и пророки сосредоточены в одной заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей, и всем разумением твоим, и возлюби ближнего твоего как самого себя". Господь пришел на землю, чтобы исполнить эту заповедь. И Он исполнил ее во всей Евангельской жизни Своей и нас научил, как нам исполнять ее. Но самое главное — в Таинстве Евхаристии, в принятии Тела и Крови, — Христос дал нам силу исполнять ее. Вот что такое талант. Талант — это сила, данная нам Христом в его святом Таинстве, исполнять главную Заповедь Божию: любви к Богу и ближнему.

Видите, какой великий дар скрывается в этом таланте, данном нам Господом. В притче один раб закопал свой талант, а все другие рабы применили его к жизни своей. Вот и от нас зависит: закопать ли Господом данный талант или применить его к жизни. Жертва Голгофская принесена раз навсегда за весь мир. От нас зависит принять ее, или отвергнуть ее. А принять ее — значит, жить по Евангелию. Вот это по словам притчи и будет "употребить свой талант в дело" и приобрести на него то, что Господь даст. И тогда, когда настанет день отчета, Господь скажет нам: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего". Не принять же Жертву Голгофскую, отвергнуть это Древо Жизни Нового Завета, закопать талант в землю, как говорит Евангелие, — это значит сказать Господу: "Не хочу, вот Тебе Твое". Тогда и Господь скажет нам: "Лукавый раб и ленивый..." А слугам скажет: "Выбросьте его во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов".

Братья и сестры!

Господь для нас все сделал, каждому дал талант. Остановка за нами. Выберем же благую часть. Тогда и мы воскликнем с Апостолом: "Вот теперь время благоприятное, вот теперь День Спасения!