Православие и современность. Электронная библиотека-Архиепископ Андрей (Рымаренко)-Единое на потребу (сборник проповедей)-©

23-я Неделя, о Гадаринском бесноватом

"Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним". Но Иисус отпустил его и сказал: "Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус".

Так, братья и сестры, заканчивается сегодняшнее благовествование Евангельское, где, как вы слышали, Господь говорит, чтобы исцеленный раскрыл эту тайну его исцеления перед всем народом Гадаринским. Так он и сделал. Евангелие не говорит нам, как он повествовал о том, что с ним произошло. Но по смыслу всего этого повествования Евангельского мы вполне можем себе представить, как он должен был сказать и что он, наверное, и сказал. Он должен был так сказать: "Вы Гадаринцы, знаете меня с самого детства. Я родился среди вас и рос среди вас, среди вашей гадаринской страны, страны беззаконной. Вы видели, что случилось. Ведь вы жили не по закону, который открыл вам Господь, а по вашему беззаконию. Вы, желая богатства и комфорта, занимались греховным промыслом, который не благословлен Господом. Вы разводили свиней, имели целые стада их, а ведь они, по закону, являются нечистыми животными. И Господь наказал вас и предал вас во власть бесовскую. И по непостижимому для нас промыслу Божию, вся эта сила бесовская вселилась в меня одного. Я как бы нес всю вашу кару. Я превратился из человека в зверя. Я не мог жить в домах. Я жил в пустынном месте, в пещере, где хоронили умерших. Вы сковывали меня цепями, и я разрывал их. Во мне был не один бес, а целый легион бесов, как вы реально увидели это, когда Тот, Кто меня исцелил, позволил бесам войти в ваше стадо свиное, и оно бросилось с крутизны в озеро и потонуло. Да, теперь вы реально можете себе представить почему я вам причинил столько зла и беспокойства. Во мне была страшная сила. Бесы завладели всеми моими человеческими страстями и довели их до чудовищного состояния. Вот почему я так дико вас ненавидел, желал вас мучить, уничтожить. И вот теперь эта сила вышла из меня. Я прошу вас простить меня, я теперь люблю вас как брат. Я хочу быть вашим согражданином. И как я благодарен Тому, Кто освободил меня, —Он — Мой Спаситель, Он мой Бог! И вас всех зову к Нему. Всё, что вы ищете: покой, счастье, радость, — все вы найдете в Нем. Все вы, кто слезы льет, — идите к Нему. Он утрет ваши слезы. Он даст вам то, что никакое земное богатство не сможет вам дать.

Вот, что говорил Гадаринцам бывший бесноватый. То же он мог бы сказать и нам. И мы бы не удивились. Ведь и ныне происходит то же самое. Ведь каждая наша газета повествует нам о таких ужасах, которые никто не может объяснить без участия в этих ужасах злой силы. И на фоне этого кошмара так и слышится нам голос этого исцеленного Христом человека: "У меня на душе мир и тишина. Это мне даровал Христос. Он и вам это даст. Спешите к Нему. Мое сердце полно умиления". А наш скептический ум спросит: "Так ли это? А если и так, то надолго ли хватит этого умиления" ?—И тут нам дается ответ в сегодняшнем Апостольском чтении: "Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлении, оживотворил со Христом. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, — Божий Дар". — В этих словах Апостола для нас целое откровение. Мы слышали о страданиях бесноватого и как Благодать Божия избавила его от них. Эта же Благодать может сделать то же самое и для нас. А Благодать дается через веру. Что такое вера? В ответ на этот вопрос приведу вам один случай из моей еще студенческой жизни. — Я учился в Политехническом Институте. Я состоял членом Христианского Студенческого Кружка. Раз мы, студенты, решили пригласить на этот наш кружок нашего наставника, известного Профессора Богословия Отца Иоанна Егорова. Надо было ехать в Лесное. Там был наш Политехнический Институт. Просили его приехать к нам. Он на это ответил: "Я никогда там не был и не знаю, как это сделать". А наш товарищ, который приехал его приглашать говорит: "Да, Батюшка, это очень просто сделать. Вы выйдете только к Царскосельскому вокзалу, там будут идти трамваи. Дождитесь двадцатого номера и садитесь в этот номер, и, не спрашивая никого, доезжайте до самого конца. Вам кондуктор скажет: "Политехнический Институт. Конец". Вы выходите, станьте спиной к трамваю, перед вами будет просека, называемая Яшумов Переулок. Здесь вы отсчитаете шестой номер, и перед вами будет двор, во дворе — дом. Подымитесь на второй этаж и вы будете у нас". Батюшка и говорит: "Проходит неделя, наступает воскресение. Я беру блокнот, смотрю, что я там записал, и сразу знаю, что мне делать. Я все вспоминаю, что мне сказал ваш товарищ, и принимаю это в себя, как будто бы я уже это делал. Делаю это все на самом деле, и вот я у вас". вот что такое вера: то, что сказано, принять в себя, и то, что сказано, превратить в дело.

Вот нам в Святом Евангелии даны обещания. А также указано, что надо сделать, чтобы их получить.

Примем же их с верою, совершим все указанное в нашей жизни и получим ту же Благодать, тот же мир, ту же радость, получим все то, что получил исцеленный Христом бесноватый. Тогда и к нам отнесутся Слова Христа: "Иди в дом твои и поведай, что сотворил с тобою Господь".

24-я Неделя, воскресение дочери Иаира

Прошлое Воскресенье говорило нам в Апостольском чтении, что Благодатью мы спасены, и что Благодать получается через веру, и сие — Божий дар. И нам в ярком примере показывалось, что такое вера.

Вот и сегодняшнее Евангелие говорит нам о вере. В той или иной степени мы все ее имеем. Но наша вера, будучи несовершенной, часто подвергается искушениям. И самое страшное, самое сильное из таких искушений — это смерть близкого любимого человека. Думаю, что большинство здесь стоящих уже пережили или переживают это неизлечимое горе, а если нет, то это неизбежно придется пережить. И вот сегодняшнее Евангелие даёт нам классический пример того, как несмотря на всю трудность этого переживания, его возможно перенести, и в то же время показывает нам, как опять таки нам нужна вера. Ибо только через веру Господь подает и подаст нам Свою Благодатную силу не упасть духом в такой страшный момент.

Иаир подходит ко Христу, его дочь при смерти. Он падает к ногам Иисуса, просит Его войти к Нему в дом. Христос соглашается, но народ теснит Его. На пути происходит исцеление кровоточивой. Все время задержки. Христос движется медленно, медленно. Вообразите себе, что переживает Иаир. Ведь он просил Христа поспешить. Ведь дело касалось жизни или смерти его дочери. Опоздай Христос на минуту, и уже будет поздно, —дочь может умереть. Так оно и вышло: приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: "Дочь твоя умерла, не утруждай Учителя".

Да, по пониманию человеческому, все кончено... К чему же утруждать Учителя? Все можно поправить, но не смерть. Смерть одна непоправима. Перед ней и Учитель бессилен. Да, так по пониманию человеческому. Но не так до пониманию Божию... И Иисус, услышав это, сказал ему: "Не бойся, только веруй и спасена будет". И в этот момент Иаир отверг понимания человеческие и принял понимания Божии. Перед ним теперь уже был не просто Учитель, а Спаситель Мира, Сын Божий, Сам Бог. Ибо Бог Один имеет власть над жизнью и смертью.

Иаир принял в себя Его слова: "Не бойся, только веруй"! С этого момента он только и жил этими словами и все продолжал идти за Христом. Вот приходят в дом... И опять две стороны: сторона человеческая "рыдали о ней". А Христос говорит: "Она не умерла, но спит". И опять человеческое: "И смеялись над Ним, зная, что она умерла". А в душе Иаира была неизъяснимая тишина. В нем была вера. И вера победила. "Девица, встань!" возгласил Христос, и возвратил дух ее, и она тотчас встала и соединилась с отцом.