Kniga Nr1428

76 См. например, описание паломника из Бордо, 333 г. — Wilkinson, 1971, p. 160

77 Этой точки зрения придерживаются некоторые современные ученые — см. E. Martin, 1996, p. 170 - 173

78 M. Biddle. The Tomb of Christ. London, 1999

79 J. Wilkinson. The Jerusalem Jesus Knew: An archaeological Guide to the Gospels. Nashville, 1983, p. 157 - 158

80 Рельеф на арке Тита в Риме изображает римских солдат, несущих менора и другие ритуальные предметы из Иерусалимского храма. Недавняя находка в Риме позволяет предположить, как римляне распорядились огромными богатствами, похищенными из разрушенного ими Храма. Профессор Гейдельбергского университета Геза Альфёлди обнаружил в Колизее в Риме следы надписи (отпечатки бронзовых литер и отверстия от штырей, которыми они крепились к стене), которую он реконструирует следующим образом: "Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал построить этот амфитеатр на [средства, полученные от продажи] военной добычи (manubiae)"

81 Иудейские древности, XVIII, 1; см. также Иудейская война, II, 8

82 The Dead Sea Manual of Discipline, tr. by W. H. Brownlee, BASOR Supplementary Studies, Nos. 10 - 12 (1951), Section viii, 13 - 14; ix, 6

83 Если мы будем интерпретировать выражение "двенадцать мирян и три священника" (Manual of Discipline, viii, 1) в том смысле, что трое из двенадцати названных мирян являются священниками

84 Manual of Discipline, v. 25 - vi.1

85 Символ веры ессеев содержится в Manual of Discipline, iii. 13 - iv. 26

86 Группа эллинистических городов Трансиордании (первоначально их было десять), существовавших с III или II столетия до Р.Х. и выделенных римлянами в особую область, которой руководил правитель Сирии. Самыми известными из них были Гераса (современный Джераш) и Филадельфия (современный Амман). О последнем городе говорили как о "Помпеях Палестины", однако большинство его памятников относится ко времени позднее I столетия от Р.Х.

87 J. Wilkinson, Egeria's Travels. London: S.P.C.K., 1971

88 Archaeology News Digest. Spring 1999

89 В настоящее время известно несколько синагог, построенных до разрушения Иерусалима в 70 г. от Р.Х. Одной из древнейших считается открытая в 1998 г. синагога в Вади Келт около Иерихона, построенная между 75 и 50 гг. до Р.Х. Она входила в комплекс хасмонейского дворца и была разрушена землетрясением в 31 г. до Р.Х. Это прямоугольное здание 17 на 11 м, окруженное со всех сторон колоннадой, с расположенным рядом бассейном для ритуального омовения. Еще одна ранняя синагога, открытая в 1976 г., находится в Гамле, к востоку от Галилейского моря. Этот город был уничтожен римлянами во время подавления первого иудейского восстания (L. I. Levine. Ancient Synagogues Revealed. Jerusalem, 1981)