Kniga Nr1435

** Вы все начинаете с "учительного", а перевернешь страницу  смотришь уж "приказания", которым если нет у человека силы последовать, то  "о, если бы я взяла детей твоих и разбила их о камень"... И притом всуе здесь упоминается "церковь". Церковь есть храм, молитвы, милость и любовь: а дело идет о метриках и консисториях, о законах греческих царей, по недоразумению и духовной лености пастырей перенесенных в состав juris canonici. Вообще церкви, храму, молитве, священнику служащему службу,  я ни явно, ни в мысли не говорил никогда порицания. Но не могу же я признать святыми и "непогрешимыми" внебогослужебные действия священников, как и их попытки философствования. В. Рв.

*** Вот этото всё, соделавшее людей "яко богов" ("будете яко бози"...), и придало малейшему слову их, мановению руки  авторитет, перед которым трясутся горы. "Еретики" покорно всходили на костер; девушки покорно стали убивать детей, ибо они суть "еретички" в рождении. Давно пора отделить и точно ограничить, что хиротония и благодать священства действует в богослужениях, но в частной жизни и научных мнениях духовенства не действует. В. Рв.

______________________

На ней основывается и законодательная власть Церкви. Ибо все церковное законодательство есть не что иное, как истолкование закона божественного*.

______________________

* Смотрите, как "закруглилось"! "Все церковное законодательство есть истолкование закона божественного". Автор явно не был в духовной академии и кончил только семинарию, ибо, как очевидно, совершенно не ведает, что значительное большинство "канонических законов" суть духовенством к себе зарегистрированные светские законы светских греческих государей, частью языческого происхождения. А, напр., "божественные законы", вошедшие во Второзаконие, содержащиеся в Библии,  вовсе не вошли в jus canonicum, исключены совершенно из церковных законов! Да и потом, разве не помнит автор слов ап. Павла: "А если законом оправдание  то Христос напрасно умер" (К Галатам), т. е. что христианизм и легализация понятия несовмещающиеся. В. Рв

______________________

Но учительная власть Церкви выступает в свойстве законодательной не только в области вероопределения, но и в области канонической в тесном смысле, или в содержимых Церковью правилах церковного устройства и церковной дисциплины. И в этой области св. апостолы и, по их примеру, отцы церкви являются и сами выдают себя отнюдь не законодателями, а только учителями, истолкователями или даже просто передатчиками и хранителями учреждений и повелений* Господа: Он и здесь, как в области вероучения, в собственном смысле Законодатель**.

______________________

* "Могий вместити  да вместит",  вот слова И. Христа, раз и навсегда предупреждавшие людей от постановления законов. Закон не говорит: "Если ты можешь ", а приказывает: "Ты  должен ". Но, сказав: "Если вы можете", Господь открыл людям свободу. Он "в завете" с людьями, в "любви" заветной, тайной, интимной: неужели не пропасть между этим и между законом?! Вот предмет забвения богословов, "первородный грех" богословствования. В. Рв.

** Нетзаветодатель! Мы не знаем книг: "Ветхий закон", "Новый закон", а "Ветхий Завет ", "Новый Завет ". И как все софистично: автор уже бесцеремонно пролез под "воскрилия" Господа и объявил свои выдумки и эдикты греческих царей "повелениями Законодателя  Бога". Вот где место вспомнить: "Не приимли имени Господа Бога твоего всуе". В. Рв.

______________________

Из понятия сущности и происхождения церковнозаконодательной власти открывается и особенный характер церковных законов и их сила. В своем действии, в своей силе, они аналогичны законам государственным, но отличны от них. Авторитет их  чисто нравственный*, поддерживаемый не физическою карою и устрашением, а благоговением** к воле Божией, этими законами раскрываемой. Они зиждутся на божественном законе и праве и суть не более, как его толкование, совершаемое просвещеннейшими мужами, призванными Самим Основателем Церкви на это дело, обязанными преимущественно пред всеми прочими христианами поучаться в законе Господнем день и ночь (VII Всел. соб., пр. 2). Там, где они занимаются устройством Церкви и учреждений ее, они имеют в виду сохранить в точности заповеди Господа и предания апостолов***, а там, где занимаются определением образа жизни верующих и способа действования пастырей, имеют в виду дать истинные средства "ко исцелению душ и уврачеванию**** страстей". Их обязательная и принудительная сила  опять чисто духовного свойства: нарушение и противление канонам влечет за собою лишение духовных прав и благ*****, а в крайнем случае и совершенное из общества верующих удаление.

______________________