Kniga Nr1435
К таинствам принадлежит и брак, который так превратно понимается г. Розановым.
VIII. Последний, выходя из тех же данных, на основании которых православная Церковь учит о браке как о Таинстве, коего начало благословение брака первых человеков, а полнота в христианстве, учит, что брак есть не что иное по существу своему, как именно "прилепление" полов, что посему нет ни "адюльтера", ни "наложничества", нет и "незаконных" рождений, что нет и падений. Такой взгляд, по мнению г. Розанова, есть путь исцеления человечества от разврата. "Нет вовсе, говорит г. Розанов, незаконных касаний женщины, а есть только супружество! Нет случайного, есть только вечное! Нет "падений", есть только правда! Нет соблазнений, а есть только начало супружества". "Это, говорит он далее, безотчетно, но это носится в воздухе, и на это я указал как на новое и, может быть, специально русское чувство брака".
"Уверен вполне, что без всякой подражательности евреям (все подражания в истории бессильны) русская совесть вырабатывает свой тип семьи, уж во всяком случае чистейший и возвышеннейший, чем печальнейшая в смысле чистоты византийская семья и чем наша до сих пор семья русская. Думать о лучшей постановке семьи, и притом с фундамента, есть причины. Русский народ исторически свежий и относительно чистый. Совесть в нем не умерла. А совестливым взглядом на вещи можно на многое отважиться, даже в такой деликатной и чуткой области. Первый лозунг на этом пути, мне думается: "Родители не отлучайтесь от детей", "Закон не разделяй родителей и детей".
Таким образом, по воззрениям г. Розанова, плотские движения, положенные в греховной природе человека*, проявляющиеся именно в незаконных касаниях к женщине, в падениях, в соблазнениях**, суть "вечное", т.е. составляют сущность природы человека.
______________________
* Да откуда вы это взяли? Что за сатанизм?! "Не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощницу"... "Вот это плоть от плоти моей, и кость от кости моей: посему наречется женою". Все это до грехопадения, в раю; и даже вне предвидения грехопадения, которое было свободным человеческим актом. Что же за бессовестность такая, не говорю уж о забвении Св. Писания в вожделении "помощницы" себе видеть "плод соблазнения Евы змием"?? Разве змий так соблазнял Еву: "Как хорош Адам; зачем ты от него отошла; поди, вернись к нему, ляг головой к нему на плечо". Он говорил ей какуюто другую чепуху. Право, если что он и мог говорить, то так как Божий завет был: "Плодитесь, множитесь " обратное этому: "Отойди от Адама, не возвращайся к нему, останься одна, странствуй и размышляй и вовсе забудь о нем, своей родине " (из ребра его). В. Рв.
** Откуда взяли? Хоть бы текстом доказали? Все это "приятие имени Господа Бога всуе", забвение Божьей заповеди и подстановка на ее место своей. Но я вспоминаю защитительный глагол Апостола: "Не надлежит слушать человеков более, нежели Бога". В. Рв.
______________________
Ради этой сущности г. Розанов желает установить более упрощенные формы заключения брака (чем сложные церковные), для моря случайностей, прибавляет он, напр. вплоть до одного благословения родителей, или до простой мены кольцами, или, наконец, даже до самой простой формы, которая заключается в простом факте супружества, т. е., как он говорит много раз, в "прилеплении полов", в "полосочетании".
И уже ли семья русская до сих пор была печальнейшею?* И печальнейшею потому, что она хотела держаться "чистоты византийской семьи"? Далее, ниже, мы покажем, был ли у нас, в России, тип семьи чистейший и возвышеннейший? И если был, вопреки утверждению г. Розанова, то укажем и то, от чего именно зависел этот тип? И надобно ли русской совести стремиться вырабатывать свой тип семьи?
______________________
* Да, уж не красива. В. Рв.