Kniga Nr1435
______________________
* Св. Григорий Богослов канонизован в жизни своей, подвигах дела и правды, борьбы за веру; но не во всяком слове: ибо тогда он был бы не свят, а божествен. Святость всегда есть святость жизни, а не безгрешность мысли. И св. Григорий Богослов не знал "непорочного зачатия" и произошел, как мы, ограниченным, слабым. Иной праведник, напр. Мария Египетская, лишь концом жизни приобрела святость: канонизованность ее прострем ли мы назад и скажем: "Вот безгрешная в делах и мысли". Посему, хотя Григорий Богослов и свят, но, как подверженный закону греха и ошибки, напр., в приведенных словах, порицающих закон размножения, Богом благословенный, он погрешил неосторожностью и порывистостью личного впечатления. Товия и Сарра зачинали, как мы; Авраам и Сарра прямо зачали по повелению Божию: неужели же они согрешили?! Может быть, однако, св. Григорий Богослов хотел сказать, что пошлый род людской уже разучился в праведности зачинать, а зачинает (в его время) в объядении и пьянстве: тогда его глагол и упрек небесно свят!! Но тогда он применим к случаям, к людям, а не есть выражение мирового закона зачатия. В. Рв.
______________________
"Того не знает отец, родит ли он любезного сына или дочь; но только восстание плоти угашает на супружеском ложе" (Соч., ч. 5, стр. 59). "Плотское сочетание изобретено веществом, этою непрестанно текучею природою. Впрочем, Бог и сему положил меру*, узаконив брак" (Соч., ч. 5, стр. 91).
______________________
* Во "Второзаконии", а не в "Кормчей". В. Рв.
______________________
"Плотское супружество удерживается в должных пределах этим Законом Божиим* о браке" (Соч., ч. 5, стр. 158).
______________________
* Во "Второзаконии" опять же. Вообще против "незаконных сожитии" вы можете бороться, но не ранее, как восстановив "Второзаконие". Но тогда они все подойдут под него, и вы потеряете bete noire [пугало (фр.).], вас пугающее. В. Рв.
______________________
А относительно безбрачных св. Григорий Богослов говорит: "Забавно уверять, что плоти вступают в союз для произведения на свет добрых. Добрыми или худыми образует время. А кто сеет, тот не иное что делает, как уступает только наглым требованиям плоти*. Но смешно думать о себе в страсти, что содействуешь Божией воле" (ч. 5, стр. 159).
______________________
* Все это могло относиться к лицам и временам, но не общему закону. Зачинать вообще можно греховно: 1) с нелюбимою женщиною, когда к ней чувствуешь отвращение, равно с нелюбимым мужем, 2) с непримиренною душою, раздраженный, злой в этот миг, 3) в рассеянии и суетности. Это может быть в законном и незаконном браке. Зачатие же святое протекает: 1) в полном мире душевном, 2) любви, 3) радости и, как молились Товия и Сарра, 4) "не как удовлетворение личного и своего страстного вожделения, но как страстное исполнение заповедания Божия". И опять же это может быть в законном и незаконном браке. И, думается, разность этих тонов и мотивов и образует "законность" и "незаконность" брака. Законно соитие для исполнения закона размножения (в раю данного), незаконно по всем иным мотивам (все виды корыстного, расчетливого брака, не с восклицанием "вот кость от кости моей и плоть от плоти моей"). Только "нравящиеся" браки, любовные, с любовью, с ангельским друг к другу доверием, когда бросаются друг к другу ("вот кость моя")! С восклицанием: "На всю жизнь! до гроба! только ты один (одна)!" суть законные; хотя бы восклицания эти и оказались иллюзионными, и тогда удерживать их, может быть уже полные отвращения и ненависти, было бы опять преступлением закона, "браком нечестным и ложем скверным". Вообще льющиеся минуты брака должны быть чисты, безгрешны, теплы, нежны, бескорыстны, самоотверженны. В. Рв.
______________________
IX. В каком же противоречии с этими словами* стоят слова г. Розанова!
______________________