Kniga Nr1435
И в самом супружестве, следовательно, могут быть "незаконные" касания: ибо и св. Григорий Богослов (Соч., ч. 5, стр. 85 и 86), и еще ранее его Ориген, а еще ранее св. ап. Павел обращают внимание супругов на особенную заботливость о целомудрии. При этом и Ориген, и св. Григорий Богослов указывают людям на примеры бессловесных*. В 5й гомилии на книгу Бытия "о Лоте и его дочерях" Ориген говорит: "Ужасаюсь высказать, что я чувствую; я боюсь, что нецеломудрие дочерей Лота было целомудреннее** целомудрия многих. Пусть жены испытают себя и спросят, для того ли они вышли замуж, чтобы рождать детей, и воздерживаются ли они после зачатия. Те обвиняются в нецеломудрии; но они, после того как зачали, не ищут снова объятий мужа. Между тем, некоторые женщины (мы не на всех указываем, а на некоторых) я сравню их с бессловесными животными, подобно зверям, без различия и не переставая, ищут лишь удовлетворения своей похоти. Но даже звери, лишь только они зачали, не совокупляются" (5я гомилия).
______________________
* А раньше спрашивал: "Неужели брак у животных есть?" Вот уж оправдалось: "Нельзя плевать в колодезь может, придется из него напиться". Радуюсь за милых животных. В. Рв.
** Ну, вот и спор кончен. Не поверил бы Оригену, но приходится верить Дернову: "Нецеломудрие Лотовых дочерей, а тем паче всяких незаконносожительствующих есть, было и будет целомудреннее, т. е. законнее и святее, целомудрия многих законных жен". Спор кончен в этом примере самим А.А. Дерновым, и он сам сказал: "Пас, проиграно, все написанное недоразумение". В. Рв.
______________________
А св. Григорий Богослов также говорит: "В самом безумии страсти животные связаны благовременностию. А если и у неразумных есть некоторая заботливость о целомудрии, то уже ли ты, Божие создание, не свяжешь всех законов плоти, если захочешь? Человек так же уступчив разуму, как и медь огню. Если разум не царь плоти, тогда как образ Божий обожил меня, то в чем преимущество наше, если и мы уступаем таким же движениям? Хотя природа неудержима в большем числе людей, однако же знаем и то, что заповедь часто превозмогает и общую природу" (Соч. Гр. Бог, ч. 5, стр. 86).
Таким образом, по словам св. Отцов и учителей Церкви, даже и в супружеском союзе, скрепленном брачным законом, могут быть незаконные касания к своей жене. И учители Церкви советуют избегать их.
И только очень чистые, скромные и целомудренные натуры, освященные именно* св. таинством брака, умеют исполнять этот совет св. отцов и учителей Церкви. Так, от старцапротоиерея, хорошо знавшего "николаевские" времена, нам пришлось слышать рассказ об одном солдате, который, несмотря на пожилые уже лета свои, своим бравым видом поражал всех. В том же полку было пять сыновей его таких же бравых. Это обратило на себя внимание Государя Николая Павловича, который пришел в изумление, услышавши, что у этого солдата есть и еще несколько (до двадцати) человек детей, которые все живы и отличаются таким же крепким здоровьем; равно жива и крепка здоровьем и его жена. Недоумение Государя относительно такой большой и крепкой физически семьи разрешил сам бравый старый служака, сказавши своеобразно, что "он относился к жене так, как он наблюдал в обычаях у животных"**, отчего и дети все здоровы и живы, хотя их и много, и женастаруха здорова и жива.
______________________
* Да почему "именно"? Ведь Ориген говорит, и вы согласились, что венчанные бывают развратнее невенчанных? В. Рв.
** Вот! А с какой гордостью начинал: "Но ведь тогда и у животных придется признать брак". Теперь же ему придется написать: "Согрешил я, ввел животных в храмину богословских рассуждений о тайне супружества". Кстати, ведь уж животныето, верно, безобрядно супружатся? Но с них берет пример солдат николаевских времен, а этого солдата в поучение людям и богословам ставит протоиерей. Стало быть, они все сонмом, солдат, протоиерей, Ориген, подняв персты и вперя очи на животных и дочерей Лота, единогласно трубят и учат: "Вот истинный брак, вот как следует брачиться". Недаром в Библии сказано, что животные сотворены вперед человека, ближе к "солнцу, луне и звездам". В. Рв.
______________________