Kniga Nr1435
______________________
* Своими недопущениями и расторжениями браков вы и делаете это. Смотрите, вся Россия покрыта заразой болезни и разврата; но метрики в консистории чисто переписаны; и вы кричите "Noli tangere eas ["He трогайте их (лат.)], заявляя всем, будто тут отечество. В. Рв.
______________________
Посему, естественно ожидать от нарушения законов брака и целомудрия тех общественных последствий, какие изображает пророк: "Прелюбодейство крайне распространилось по земле, и кровопролитие следует за кровопролитием: за то восплачет земля сия, изнемогут все живущие на ней" (Осии, 4, 2 и 3).
Этого ли желает г. Розанов для нашего дорогого отечества?
Не может ли нужда извинить отступление от брачного закона, например, когда от несчастного супружества ищут другого супружества, "которое, говорит г. Розанов, может иметь лучшую полноту условий рождения детей, в смысле верности, целомудрия, любви, согласной жизни супругов (рождающих)? Меня поражают другие случаи: когда разные канонические препятствия мешают вступлению в брак и когда мы имеем налицо прекрасную и полную, иногда стародавнюю (?) семью, и всетаки эта семья (?) религиозно и юридически разрывается, уничтожается. Вот где nefas, вот где нечестие, уже со стороны закона".
Никак! Что может быть несчастнее мужа, у которого жена безумна до такой степени, что ее нужно держать на цепи*. Но правило церковное говорит, что и в сем случае он не должен оставлять ее и искать другой**. Кого несчастное супружество постигло по неисповедимой судьбе Божией, тот должен терпеть оное, как испытание от Бога***, а кого вследствие нерассудительного выбора, тот должен терпеть оное, как наказание за свою безрассудность. Посему**** 87е правило VI Вселенского собора говорит решительно: "Жена, оставившая мужа, аще посягнет за иного, есть прелюбодейца". "Состав выражений правила позволяет заключать, говорит Вй митрополит Филарет Московский, что было бы место извинению некоторому, если бы она только оставила мужа*****, а не посягнула за другого; но в сем последнем случае нет места извинению. Церковь осуждает".
______________________
* Какой милый язык. Буквально он к мужьям и женам относится как к собакам. Тото "во образ любви Христа к церкви". Ужасное принятие "имени Господа всуе". В. Рв.
** Да если она сама убежала! А если жену муж жесточайшим образом прогнал? Ведь это все надо рассудить, а не поверху летать. Кстати, прямой совет: "Держать на цепи" запомним. В. Рв.
*** Тото "совоздыхающие миру" инквизиторы... Ну, это ваше распоряжение, а где же объяснение, мотив, доказательство? "Моя лапа хочет"... Но уже настало время, когда мир скажет вам: "А мое сердце не хочет", да и скажет так же без мотива, без объяснения, люто и сухо, как вы ему говорили доселе. В. Рв.
**** Почему "посему"? В "сем" ничего не содержится, кроме 2 строчек дерновского рассуждения: "Вам Бог послал испытание терпите". Как это легко сказать. Вот я безлично и вообще упомянул о "плате за труд", о подозрении "мзды" в таинстве, и как вы забегали, заскрипели перья, полетели жалобы, не всегда гласные. Почему же себе вы не сказали: "Потерпим, ибо испытания посылаются нам от Бога". Явно, что Божие имя вы всуе произносите, употребляя его так же мало подумав, как когда вынимаете из кармана платок. В. Рв.
***** Какое хитрое выражение; скопческая тенденция к расторжению браков. Так удлиняя мысль Филарета, католические патеры соблазняют невест и жен покидать женихов и мужей и идти к ним. Но я отвечу: лучше оставить (хоть и больно это) жениха для жениха и мужа для мужа, чем для вас, неумолимых "врагов семени жены". В. Рв.