Kniga Nr1435
Что касается ссылки г. Розанова, стремящегося доказать, что брак не есть таинство, на г. Филиппова, который "приводит в длинном ряде историческоканонических доказательств следующий разительный пример из законодательной практики наших дней: когда еврейская или немецколютеранская семья, состоящая из мужа, жены и детей, переходит в православие, то отношения членов семьи считаются законным православным браком без требования, чтобы они повенчались в православной церкви. Крещение соделало таковую еврейскую семью православною; но что соделало православнохристианским их брак? Очевидно, не еврейское венчание, а только простой факт супружества, совершенно равно качественный и равно количественный нашим нелегальным семьям, если, оговорюсь, они честны, верны и чисты", то здесь Церковь, допуская такие браки, держится слов Апостола (1 Кор. 7, 14): "Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы!" Св. таинство крещения еврейской семьи, очищая ее первородный грех*, очищает вместе с тем и все нечистое и греховное, что было в этой семье до "крещения", что, след., было не чисто и в их плотском сожитии, если только оно заключено было по форме, принятой и утвержденной у данного народа, а не было простое сожительство, бесформенное**. Кроме того, для тех, принимающих христианство, евреев, или вообще иноверцев, принимающих православие, кои этого пожелают, убедясь в благотворности той помощи, которая дается верующим именно в св. таинствах Церкви, для тех совершается и самое браковенчание, т. е. преподается им св. таинство брака, для благословенного рождения и воспитания детей, чтобы они были святы.
______________________
* Помешались на "первородном грехе", забыли слова Спасителя: "Кто скажет ближнему своему рака (="глупый человек"), уже подлежит геенне огненной". В. Рв.
** У евреев заключение брака считается гражданским договором, контрактом, и притом на временное сожительство. Какое же к этому отношение имеет таинство крещения? С контрактами таинства не связываются. Просто государство признает благоустроенную семью, с детьми. Не разрушает ее. Так следует поступить и с "незаконными сожитиями". Просто надо признать их и оформить, вписав в один паспорт и одну метрику сожительствующих и детей их, "в благословение будущему"; а вчерашние истлевшие связи (документы о них) порвать (если, напр., это есть сожительство еще не разведенных супругов). В. Рв.
______________________
Из всех означенных рассуждений можно видеть*, что у нас наблюдается святость благословенного брака более строго** и более лучшими средствами, чем тот способ, какой разумеет в своих статьях г. Розанов.
______________________
* Ничего не видно. В. Рв.
** Можно еще "строже": просто запретить всем жениться и выходить замуж. А на просьбу желающих вступить в брак отвечать бы: "Э, чего захотели; дорог этот бриллиант. Под семью замками храним, бракто. Никто не видит, сами на него не смотрим, только по книгам числится и знаем, что есть. Повенчать? Нельзя! Что вы! Иоким и Анна состояли в браке, так они святые, "богоотцами" наречены. А вы кто? Мещане? Купцы? и купцам нельзя дать! Дворяне? Не взыщите и дворянам не даем. Этого святого таинства можно сподобиться, только став святыми: проживите так жизнь, сподобьтесь канонизации, и тогда придите и попросите: мы вам тогда дадим брак, а теперь не можем же мы его расточать всякому". В. Рв.
______________________
Православная Церковь не знает такой идеализации человека, которая, как говорят его защитники, слышится в словах г. Розанова. Последний напрасно, как говорит и г. Ат, ссылается на Божественное Начало, которое, говорит г. Розанов, "определило брак, по существу, чрез рождение, и даже короче и уже чрез "прилепление" полов. Здесь не проведено линии между способами рождения "в адюльтере", "наложничестве", "любви" и проч. Не сотворено самого понятия этого. Внебрачные рождения начал (?)тот, кто дал браку, существо (?) которого, на основании слов Спасителя (?), есть полосочетание (?),кто дал браку неверное определение. На самом деле незаконных рождений нет. Прелюбодеяние началось от того, кто создал, сотворил идею, что можно, что есть способ касаться женщины неосторожно и внебрачно: тот и сотворил неосторожное к ней касание. Кто первый сказал: "Она (или он) любит незаконно", первый тот и развратил человечество". "Исцелить человечество от разврата великая проблема. И ее исполнение в объявлении, что нет незаконных касаний".
Г. Розанов! Что вы говорите! Ведь, по вашим же словам ("Нов. Вр." N 8858, столб. 3), заповедь "не прелюбодействуй"* установлена самим Богом. Кто же, таким образом, развратил человечество? Не говорите ли вы здесь хулы** на самого Бога?