Kniga Nr1435
Вы скажете: "Безграмотная и невежественная толпа, чего от нее и требовать!" Ну а мы, грамотные и вежественные, лучше? Вы оглянитесь, что около вас в том обществе, в котором вы живете, творится людьми культурными и, повидимому, добрыми. Разве вы не слышали то же самое, и сколько раз, даже в печати, а ведь это уже бесстыдство на весь мир, ведь это не про себя человек думает, а вскочил на забор и, как петух, на всю деревню орет; следовательно, и в других, столь же просвещенных читателях и слушателях, предполагает ту же мозоль вместо сердца и гнилой фарш вместо мозга. Разве вам не приходилось и в газетных, и в журнальных столбцах встречать: "Помилуйте, они венчались, таинство брака должно быть поддержано и законом, и обществом, она ему нечужая, он над ней имеет право". Точно закон должен быть палачом, а право только и заключается в преимуществе одной стороны так или иначе, кулаком или словом, грубо или в бархатной перчатке, назойливым приставанием или супружеским внушением насиловать другую. И опять "они венчались". Как и у расколовшегося козырька: "Онаде совершила такое преступление, после которого возврата нет. Терпи, шельма!"... Другие, впадая в слюнявочувствительный тон, вспоминают воспетых поэтами и описанных романистами страдалиц прошлого. "Вотде были женщины. Ими и земля держалась. Они не жаловались, не бегали, не уходили. Безмолвно терпели свою муку. Только наедине молились и плакали". Да, позвольте, что же это за земля, которая должна держаться женским горем? И почему его надо терпеть молча? В крепостнический век насилия, с одной, и рабства, с другой стороны, запуганные, безответные затворницы, может быть, в синяках, подтеках, шрамах и были идеалом, с фонарями под глазами, ну, а нашему времени нужны такие идеалы или нет? Ведь прежде таких мучениц арапниками стегали, чем же тут уж очень восхищаться? Или и об арапниках вздохнуть: "Былоде счастье, а мы его прогадали!"
* * *
Я не говорю в жестокую пору насильничества кроткая жертва, мыкающая жизнь от ласки к побоям и от побоев к ласке (вы помните: "То колени ее целовал, то хлестал ее плетью казацкой") и в антрактах воспитывающая в детях чуткую к добру, хотя слабую и безвольную душу, вся является в нежном сиянии, да нужна ли она, "страдалицамать", теперь? Новое время скорее просит таких, которые шли в рудники и остроги за мужьямидекабристами, мирских печальниц, следующих за чуждыми им переселенцами в холод и ужас неведомой дали, "сестер", умиравших под боевым огнем за Балканами, бодро и весело, смело и упорно боровшихся с официальным воровством и неофициальным тифом в отвратительных госпиталях... Облезлые и хриплые попугаи в ржавых клетках поют старую песню, но ведь этих облезлых попугаев слушают такие же облезлые и ржавые хозяева, вспоминая счастливые времена, когда и они, и их верные птицы были еще молоды. Но обществу, новому обществу, нуждающемуся в бодрости, силе, энергии, мужестве, в радости, в способности к упорному труду жизньто ведь нынче не на крепостных хлебах, с ней шутить нельзя, эти вечные ссылки на "идеалы" прошлого страдания надоели. Ему смешно назойливое старческое кряхтение: "Повенчалась терпи, в терпении сила, не разрушай семьи"... И потом сейчас же почеши головку попочке: "В семье государственная ячейка, разрушь семью погибнет отечество" и т.д.; вообще, поверь им, у нас так часто отечество гибло, что странно даже, как оно еще значится на географических картах...
* * *
Разрушать семью и вместе с ней "государственную ячейку" это, видите ли, сладостная привилегия мужчины. Женщина должна вечно восстановлять разрушаемое. Мы Геростраты, сжигающие храмы, а наши жены строительницы, так же неустанно их восстановляющие. Точно семья расползающийся чулок, а жена бессменная штопальщица. Ведь никто из этих облезлых попочек не шамкает о себе: "Повенчался терпи, тебя не вокруг сосны леший водил: ты законный муж". А вечно тянет "повенчалась". Мыде можем делать, что нам угодно; мужу, видите ли, закон не писан, он клыки вперед, хвост на отлет объявил всех дам на военном положении, истинный конквистадор! И когда, как усталый кот с крыши, он возвращается под законную печурку с оборванным ухом и исцарапанным носом, "государственная Машка" должна встречать его без кислоты и без упреков. Да это бы еще ничего. А вот если ему вздумается тиранить ее, душить, бить, издеваться над святыней ее души, таскать по грязи ее лучшие чувства, топтать ногами ее бога, заставлять в своих видах и пользах жертвовать и собственным достоинством, и честью "молчи, не смей крикнуть: помогите. Ты венчана, ты жена. На тебе покоится общественное здание". Подумаешь, какие новоявленные архитекторы! Вы скажете, что подобные явления редки, оглянитесь. Если не солжете намеренно, вы признаете, что в ужасной сцене, нарисованной мною в начале, для вас нет ничего незнакомого. Вы видите это у себя и около себя. Только другие приемы бьют в перчатках, а не ногами, издеваются холодно, обдуманно, тонко, вежливо так что со стороны кажется: все обстоит благополучно. Ведь и на Шибке у Радецкого "все было спокойно", а люди замерзали и умирали.
* * *