Kniga Nr1435

2) Всякое правило, направленное против зарождения семьи, объявляется заранее недействительным, как и аналогичное, направленное к расторжению фактической семьи.

3) Семья есть частный институт, непосягаемый для государства наравне с собственностью и который через простое, на бумаге, заявление о себе государству становится частью (дробью) государственных учреждений.

4) Форма зарождения (созидания) этого частного института, как и собственности, может быть природная и договорная. Договор брачный содержит в себе взаимные обещания и условия,  неисполнение каковых прекращает его силу,  сторон вступающих в супружество. Он может заключаться по аналогии духовных завещаний, т.е. через письменное изложение воли вступающих в семейный союз при трех свидетелях, которые их волю скрепляют подписями. Как для государственных учреждений имеют формальную и законную силу частные духовные завещания, объемлющие величайшие имущественные интересы и определяющие течение и направление сотен миллионов,  так для судебных и административных учреждений имеют всю силу формальных и законных договоров подобные брачные обязательства.

5) Бланк для них, аналогичный гербовой бумаге, может быть государственным; форма их, предусматривающая наибольшее число важнейших пунктов, может быть выработана государством же. Из этих пунктов особенно важны: а) имущественные супругов отношения, например полное слияние или некоторая разграниченность имущества брачащихся, б) имущественные права их детей, например, что сыновья и дочери поровну наследуют, в) оговорки касательно свободы каждого: например, что договор прекращает силу действия при доказанном грубом обращении другого, пьянстве, беспутстве, мотовстве.

Поэзия, религия, теплота, счастливость семьи нисколько не будут затронуты этою простотою и рациональностью заключения союза: ибо всегда они в истории вытекали и вытекают из самого союза, а не способа его заключения.

6) Всякий человек есть столько же единственный и абсолютный обладатель и распорядитель своего пола, как ума, таланта, и еще более, нежели благоприобретенного имущества и своего труда. Этот распорядительный авторитет неограничен и непререкаем.

Вот органический закон, который подвижностью своей, приноравляемостью к условиям положения и чутким соблюдением воли частных лиц, втянул бы в семейную жизнь и развратничающую сейчас мужскую молодежь, и принужденных весталок. Его издание положило бы богатейшее приданое в сундук всякой девушки. Ибо каждой дало бы жениха, всем  детей и мужа.

Сельскохозяйственная колония для девушекматерей

"Российское общество защиты женщин", находящееся под председательством ее императорского высочества принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, выделило из себя филиальное отделение, устраивающее сельскохозяйственную колонию для девушекматерей. Для этой колонии Высочайше пожалованы десять десятин земли близ Охтенских пороховых заводов. 20 января 1901 г. высокопреосвященным митрополитом Антонием разрешен был кружечный сбор в церквах С.Петербурга и была собрана сумма в 1204 руб. на постройку дома на означенном участке. Военный инженер В.Я. Симонов принял на себя безвозмездно труд наблюдения за постройкою деревянного дома для приюта. Однако по его смете возведение фермы обойдется не дешевле 45 тысяч. Тем, кто пожелал бы принять близко к сердцу прекраснейшее начинание, следует обращаться к Е.П. Калачевой (Васильевский остров, Большой просп., д. 25).

Общество чрезвычайно хорошо излагает мотивы задуманного предприятия. Помощь с равной заботливостью должна охватывать оба существа, мать и ребенка. Для девушки материнство, если дать ему спокойно развернуться во всей его мощной силе, спасительно само по себе. Отстрадав физическими муками рождение дитяти и продолжая трудом, заботами поддерживать его жизнь, мать проходит трудный процесс, совершенно способный восстановить ее моральные силы, потрясенные идеей "падения". Большею частью девушка, доставленная городу деревней и забеременевшая по подлинной ли любви или (гораздо реже) по нужде, в обоих случаях переживает перелом жизни от девичества к материнству очень трагически. В ней потрясается то самоуважение, которое составляет твердыню души женской. "Потеряла себя"  вот как характерно выражает такая девушка свое самочувствие. И с этой минуты она находится на пути как бы легкого, но всю ее оскверняющего промысла. Еще через некоторое время  "она в ряду уже искалеченных, погибших, забитых злом жизни женщин"*. Этот кризис, психологический и экономический, и является моментом, когда девушку вовлекает в свое колесо проституция. "Общество покровительства женщин" мудро рассчитало, что если в такую критическую минуту прийти к девушкематери на помощь, то в лице ее можно сохранить честную труженицу, нравственного человека, мать семейства. "Помощь эту,  пишет общество,  надо предлагать вовремя, когда человек весь еще в пламени горя и сердце его жаждет сострадания". Сельскохозяйственное убежище, вынесенное за черту города, даст своим обитательницам осмысленные занятия и поднимет их силы напряженною работою около земли. "Непосредственное добывание продуктов от домашних животных, огорода, сада и пр. вначале удешевило бы стоимость содержания живущих женщин, а впоследствии не было бы утопией думать, что 20 здоровых женщин, имеющих готовое жилище с живым и мертвым инвентарем, 10 десятин земли, при близости города, трудами рук своих могут доставить себе все необходимые средства к жизни. Три года такого пребывания в бодрой обстановке труда и тщательного обучения грамоте, шитью, домоводству и общему ведению хозяйства создадут прямую возможность уходящим женщинам с подросшими детьми найти себе обеспечивающий их заработок"**.

______________________